Land cruiser 100 как работает полный привод

Land cruiser 100 как работает полный привод

Eugenio,77
mail@toyota-club.net
© Toyota-Club.Net
Feb 2004 — Jan 2022

В продолжении темы полного привода — об основных концепциях его реализации на исходно-заднеприводных машинах, с продольным расположением двигателя и автоматической трансмиссией.

2.1. Постоянный полный привод

2.1.1. Схема Multi-Mode

Постоянный полный привод с возможностью отключения передних колес, несимметричный межосевой дифференциал с жесткой принудительной блокировкой или LSD типа Torsen

В данной схеме тоже присутствует подключаемый (точнее — «отключаемый») передний привод с системой ADD, но в раздаточной коробке появился несимметричный межосевой цилиндрический дифференциал (соотношение момента на передних и задних колесах — 40:60). Благодаря этому использовать полный привод можно постоянно в любых условиях, и отключать передок только при необходимости максимальной экономии.

На современных моделях система дополняется функциями «AUTO LSD» (в режиме 2WD подтормаживает при пробуксовке одно из задних колес, эмулируя частичную блокировку заднего дифференциала) и «A-TRAC» (противобуксовочная система, ограничивающая отдачу двигателя при старте или ускорении на скользком покрытии).

H2↔H4 — до 100 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
H4H→H4L — до 100 км/ч, не включать во время буксования.
H4L↔L4L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.

H2↔H4 — до 100 км/ч (при температуре ниже -15°C — до 70 км/ч).
H4↔L4 — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
Блокировка межосевого дифференциала — до 100 км/ч

Model Production Transmission Differential locking
4Runner 185 1998-2002 A340F CD — mech, RD — mech (opt.)
4Runner 215 2002-2009 A340F,A750F CD — mech, RD — mech (opt.)
HiLux Surf 185 1995-2002 A340F CD — mech, RD — LSD (opt.)
HiLux Surf 215 2002-2009 A343F,A750F CD — mech, RD — LSD (opt.)
Sequoia 45 2000-2007 A340F,A750F CD — mech (-2004)/Torsen + mech (2004-)
Sequoia 65 2007-.. A750F,A760F,AB60F CD — Torsen + mech

2.1.2. Схема Full-Time V

Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой

Основная для вэнов Toyota схема постоянного полного привода — с межосевым дифференциалом, блокирующимся при помощи вискомуфты закрытого типа.

«+» Постоянное использование полного привода, нет необходимости в управлении.
«-» Вискомуфта не обеспечивает полной блокировки, нет понижающей передачи.

Model Production Transmission Differential locking
HiAce KZH10#..12# 1993-1995 A340F + TF1BV CD — viscous coupling, RD — LSD (opt.)
HiAce/RegiusAce 100 1995-2004 A45DF,A340F + TF1BV CD — viscous coupling, RD — LSD (opt.)
HiAce/RegiusAce 200 2004-.. A340F,A343F + TF1BV CD — viscous coupling, RD — LSD (opt.)
Regius/Touring HiAce 40 1997-2004 A43DF,A45DF,A343F + TF1BV CD — viscous coupling, RD — LSD (opt.)
Granvia/Grand HiAce 10..20 1995-2004 A343F + TF1BV CD — viscous coupling, RD — LSD (opt.)
Estima 20 1990-1999 A46DF,A340F + TF1AV CD — viscous coupling
Estima Emina/Lucida 20 1992-1999 A43DF,A45DF,A46DF + TF1AV CD — viscous coupling
LiteAce/TownAce 85 1999-2007 A44DF + TF1BV CD — viscous coupling
LiteAce/TownAce Noah 50 1996-2007 A44DF,A45DF + TF1BV CD — viscous coupling

2.1.3. Схема Full-Time H (i-Four)

Постоянный полный привод, с несимметричным межосевым дифференциалом, блокировка гидромеханической муфтой.

На легковых топ-моделях Toyota используется продвинутая схема 4WD, аналогичная по принципу работы STD I исходно-переднеприводных машин. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом (распределение момента между передней и задней осями — 30:70), блокировка — гидромеханической муфтой с электронным управлением (коэффициент блокировки переменный).

«+» Постоянный полный привод, не требует вмешательства водителя.
«-» Не обеспечивается полная блокировка, переусложненная конструкция (кроме гидро/электронной части, система тесно связана с ABS/VSC)

Model Production Transmission Differential locking
Aristo 140 1992-1997 A340H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Brevis 10 2001-2007 A340H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Crown 140 1992-1995 A340H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Crown 150 1995-1999 A340H,A341H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Crown 170 1999-2004 A340H,A341H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Crown 180 2003-2008 A750H,A760H,A761H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Crown 200 2008-2013 A760H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Crown GRS211 2013-2018 A760H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Lexus IS 20 2005-2013 A760H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Lexus IS GSE35 2013-.. A760H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Lexus GS 190 2005-2011 A760H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Lexus GS 10 2011-.. A760H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Lexus RC GSC15.16 2014-.. A760H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Mark II 90 1993-1996 A340H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Mark II 100 1996-2000 A340H + UF1AE CD — hydromechanical clutch, RD — LSD (opt.)
Mark II 110 2000-2004 A340H + UF1AE CD — hydromechanical clutch, RD — Torsen (opt.)
Mark II Blit 110 2002-2007 A340H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Mark X 120 2004-2009 A750H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Mark X 130 2009-2019 A760H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Progres 10 1999-2007 A340H + UF1AE CD — hydromechanical clutch
Читайте также:  Как установить зажигание 2715

2.1.4. Схема Torsen

Постоянный полный привод, с несимметричным межосевым дифференциалом (LSD Torsen).

Развитие классической схемы i-Four остановилось на этапе 6-ступенчатых автоматов, а на более дорогих и более поздних моделях (включая гибриды) используется уже несколько упрощенная схема 4WD — с механическим самоблокирующимся дифференциалом типа Torsen (распределение момента между передней и задней осями — 40:60) и шестеренной передачей в секции переднего привода раздатки.

Model Production Transmission Differential locking
Crown AWS211.215 2014-2018 L210F + LF1A CD — LSD Torsen
Crown AZSH21 2018-.. L210F + LF1A CD — LSD Torsen
Lexus IS AVE35 2015-.. L210F + LF1A CD — LSD Torsen
Lexus LS USF45.46 2006-2017 AA80F + LF1A CD — LSD Torsen
Lexus LS UVF45.46 2006-2017 L110F + LF1A CD — LSD Torsen
Lexus LS GVF55 2017-.. L310F + LF1A CD — LSD Torsen
Lexus LS VXFA55 2017-.. AGA0F + LF1A CD — LSD Torsen

2.1.5. Схема Full-Time TL (Dual Range Diff Lock)

Постоянный полный привод, несимметричный межосевой дифференциал LSD Torsen с возможностью жесткой принудительной блокировки, понижающая передача

Современные средне- и полноразмерные джипы/внедорожники получили постоянный полный привод с несимметричным механическим дифференциалом типа Torsen, жесткой блокировкой дифференциала, цепной передачей к валу привода передних колес, понижающей передачей. Распределение момента между передними и задними колесами — 40:60 (исходное), динамическое распределение в разных условиях движения — от 28:72 до 58:42.

На младших комплектациях переключение выполняется одним рычагом (LC 120) или контроллером, обеспечивая три режима — H4F, H4L, L4L. В других версиях управление понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала разделено, позволяя дополнительно реализовать режим L4F.
H4↔L4 — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
Блокировка межосевого дифференциала — до 100 км/ч

Model Production Transmission Differential locking
4Runner 285 2009-.. 5AT A750F CD — LSD Torsen + mech, RD — mech (opt)
Fortuner 50 2005-2015 4/5AT A340F,A750F+VF4B CD — LSD Torsen + mech, RD — LSD/mech (opt)
Land Cruiser Prado 90 1996-2008 A343F CD — mech, RD — LSD (opt)
Land Cruiser Prado 120 2002-2010 4/5AT A340F,A343F,A750F+VF4BM CD — LSD Torsen + mech, RD — friction LSD / mech (opt)
Land Cruiser Prado 150 2009-.. 4/5/6AT A343F,A750F,AC60F+VF4BM CD — LSD Torsen + mech, RD — mech (opt)
Land Cruiser 200 2007-2021 5/6AT A750F,AB60F+JF2A CD — LSD Torsen + mech, RD — friction LSD/mech (opt)
Land Cruiser 300 2021-.. 10AT AJA0F, 6AT AC60F + JF2A CD — LSD Torsen + mech, FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)
Lexus GX 150 2009-.. 5/6AT A750F,A760F+VF4BM CD — LSD Torsen + mech
Lexus LX 200 2007-2021 6AT AB60F+JF2A CD — LSD Torsen + mech
Lexus LX 300 2021-.. 10AT AJA0F + JF2A CD — LSD Torsen + mech, FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)

2.1.6. Схема Full-Time (Daihatsu)


Постоянный полный привод, симметричный межосевой дифференциал с возможностью жесткой принудительной блокировки

Этот вариант появился вместе с ребейджинговыми моделями Daihatsu: симметричный (50:50) конический межосевой дифференциал, жесткая принудительная блокировка вакуумным приводом, цепная передача к валу привода передних колес, без понижающей передачи.

Model Production Transmission Differential locking
Rush J210E * 2006-2016 4AT CD — mech, RD — LSD (opt)
Townace/Liteace S41# * 2008-.. 4AT CD — mech

2.1.7. Схема Full-Time HD (Dual Range Diff Lock)

Постоянный полный привод, симметричный межосевой дифференциал с возможностью жесткой принудительной блокировки, понижающая передача

Первый full-time в семействе Land Cruiser. Характерные особенности раздаточной коробки для тяжелых условий — шестеренный привод ведущих валов и реализация понижающей передачи с промежуточным валом (вместо планетарной), конический межосевой дифференциал.

Model Production Transmission Differential locking
Land Cruiser 80
(high grade)
1990-1998 4AT A343F + HF2A CD — mech, FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)
Land Cruiser 100 1998-2007 4AT A442F, 5AT A750F + HF2A CD — mech, FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)

2.1.8. Схема Full-Time HD (Dual Range Diff Lock + Visc)

Постоянный полный привод, симметричный межосевой дифференциал с вискомуфтой и возможностью жесткой принудительной блокировки, понижающая передача

Редкий вариант предыущей схемы, использовавшийся в период внедрения ABS.

Model Production Transmission Differential locking
Land Cruiser 80
(high grade)
1990-1998 4AT A343F + HF2AV CD — mech, FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)
Lexus LX450 1995-1998 4AT A343F + HF2AV CD — mech, FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)

2.2. Подключаемый полный привод (part-time)
2.2.1. Схема Part-Time — Hub

Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала

Один из самых простых видов полного привода — с жестко подключаемым передним мостом. Для тяжелых условий в раздаточной коробке имеется понижающая передача (планетарного типа), работающая в режиме полного привода.

Управление раздаточной коробкой осуществляется рычагом, а соединение передних приводных валов с колесами — механическими муфтами свободного хода («хабами») с ручным включением.

Во втором варианте этой схемы используются электроприводы хабов и подключения 4WD в раздаточной коробке.

«+» Относительная простота конструкции, понижающая передача.
«-» Использовать режим «4WD» можно только на скользком покрытии (в дождь, на льду, на снегу). В противном случае растет шум, расход топлива, ухудшается управляемость, а главное — сильно изнашивается резина и собственно элементы трансмиссии. Механические хабы достаточно надежны, но не слишком удобны, электрические — далеки от идеала по надежности и живучести.

Порядок подключения:
2WD→4WD — на скорости до 80 км/ч при сброшенном газе, не включать во время буксования (только после полной остановки).
4WD→2WD — при любой скорости.
4WD-H→4WD-L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП (все переключения, связанные с переходом через нейтраль раздаточной коробки, должны выполняться при отсоединенном от колес двигателе).
4WD-L→4WD-H — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.

Model Production Transmission Differential locking
4Runner 185 1995-2000 A340F RD — mech (opt)
HiAce H10#..12# 1989-1995 A45DF,A340F RD — mech (opt)
LiteAce/TownAce 30 1992-1996 A45DF RD — LSD (opt)
Tacoma 160-170 1995-2000 A340F RD — mech (opt)

2.2.2. Схема Part-Time — ADD

Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала

Чтобы максимально облегчить подключение переднего привода и при этом уйти от электрических хабов, тойотовцы внедрили систему ADD (Automatic Disconnecting Differential), которая с помощью пневмопривода разъединяет одну из передних полуосей. В результате вращение от колес уже не передается на передний кардан, однако механизм редуктора постоянно смазывается.

Управление полным приводом здесь или чисто электрическое (кнопка «4WD» на рычаге раздаточной коробки) или полу-механическое при помощи рычага, аналогичного PT-Hub. На более современных моделях рычаг заменен контроллером.

Порядок подключения:
2WD→4WD — до 80 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
4WD→2WD — при любой скорости.
4WD-H↔4WD-L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.

Model Production Transmission Differential locking
4Runner 185 1995-2002 A340F RD — mech (opt)
FJ Cruiser 2006-2018 A750F RD — mech (opt)
Fortuner 150 2015-.. AC60F RD — mech (opt)
Hilux 20 2004-2015 A340F,A343F,A750F RD — mech/LSD (opt)
Hilux 120 2015-.. A750F,AC60F RD — mech (opt)
HiLux Surf 130 1989-1995 RD — LSD (opt)
HiLux Surf 185 1995-07.1998 A340F RD — LSD (opt)
HiLux N16#,17# 1997-2004 A343F RD — LSD (opt)
Land Cruiser 90 (GX) 1996-2002 A343F RD — LSD (opt)
Tacoma 160-170 1995-2004 A340F RD — mech (opt)
Tacoma 200 2004-2015 A340F,A750F RD — mech/LSD (opt)
Tacoma 300 2015-.. AC60F RD — mech (opt)
Tundra 40 1999-2006 A340F,A750F RD — LSD (opt)
Tundra 50 2006-2021 A750F,AB60F
Tundra 70 2021-..

2.2.3. Схема Part-Time — ADD (kei-car)


Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала

По формальным признакам легкие коммерческие модели разработки Daihatsu можно отнести к схеме PT-ADD. Переключение раздаточной коробки и отсоединение правой передней полуоси осуществляется с помощью пневмоприводов.

Управление полным приводом — единственной кнопкой на панели.

Опция — принудительная блокировка заднего дифференциала.

Model Production Transmission Differential locking
Pixis Truck S211U * 2011-2014 3AT RD — mech (opt)
Pixis Truck S510U * 2014-2021 4AT RD — mech (opt)
Pixis Van S331M * 2011-2021 4AT

2.2.4. Схема Part-Time — HD

Постоянный задний привод, подключаемый передний мост, без межосевого дифференциала, понижающая передача

Как ни странно, на внедорожниках Toyota первый автомат появился позже, чем на первой полноприводной легковушке. При этом сама схема используется до настоящего времени.

Характерная особенность раздаточной коробки для тяжелых условий — шестеренный привод ведущих валов и реализация понижающей передачи с промежуточным валом (вместо планетарной).

Model Production Transmission Differential locking
Land Cruiser 60 1984-1990 AT FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)
Land Cruiser 80
(low grade)
1990-1998 AT FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)
Land Cruiser 70 1985- AT FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)
Land Cruiser 100
(low grade)
1998-2007 AT FD — mech (opt), RD — LSD/mech (opt)
Land Cruiser Prado 70 1990-1996 AT

2.3. Подключаемый полный привод (on-demand)

2.3.1. Схема Flex (kei-car)

Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала

Самая простая реализация — передние колеса, подключаемые вискомуфтой, расположенной внутри раздаточной коробки. Функции управления и дополнительные опции не предусмотрены.

Model Production Transmission Differential locking
Sparky S231E * 2000-2003 4AT

2.3.2. Схема MPT (kei-car)


Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала

Новая схема появилась вместе с вариатором для заднеприводных платформ — передние колеса подключаются гидромеханической муфтой с электронным управлением.

Управление — трехпозиционным переключателем: предусмотрены режимы 2WD (задний привод) / 4WD AUTO (автоматическое перераспределение момента) / 4WD LOCK (максимальная блокировка муфты).

Опция — принудительная блокировка заднего дифференциала.

Model Production Transmission Differential locking
Pixis Truck S510U * 2021-.. CVT RD — mech (opt)
Pixis Van S710M * 2021-.. CVT

* — модели Daihatsu, реализуемые под маркой Toyota
Условные обозначения: TM — трансмиссия (коробка передач, вариатор), TR — раздаточная коробка, FD — передний дифференциал, RD — задний дифференциал, CD — межосевой дифференциал, CDC — гидромеханическая муфта, VC — вязкостная муфта, EC — электромеханическая муфта, DR — понижающая передача.

Источник

Adblock
detector