Где находится суппорт на велосипеде

Для чего ставят суппорт на велосипед и как его настраивают

6 минут Автор: Михаил Скворцов 2704

Скоростной велосипед – сложный и тонкий механизм, почти как автомобиль. В отличие от своего старшего брата-синглспида он имеет развитую трансмиссию. Это позволяет рационально использовать велик и расходовать силы в условиях прямой трассы, подъемов и встречного ветра.
Но другая сторона медали, чем приходится расплачиваться за комфортные условия катания, – поломки и частое техническое обслуживание. К проблемам с трансмиссией чаще всего относятся ходовые звезды на кассете, цепь, натяжитель и суппорт. О нем и поговорим.

Суппорт велосипедный – какие функции он выполняет

Суппорта велосипедные, или машинки, – подвижные детали на переключателях передач и дисковых тормозах. Под действием изменения натяжения троса суппорта перемещаются, благодаря чему задается нужное положение цепи или тормозной колодки.

Суппорта на велосипеде трех типов:

  • переднего переключателя – машинка с закрепленной рамкой, приводится в движение тросом, изменяет положение и перекидывает цепь по звездочкам;
  • заднего переключателя: деталь с рамкой и роликами, удерживает натяжение цепи на постоянном уровне при переключении передачи;
  • тормозные: крепятся на раму велосипеда, отвечают за перемещение тормозной колодки по отношению к ротору (диску).

При переключении передач необходимо заранее ослабить нагрузку на педали, это позволит цепи более гладко перейти с одной звезды на другую и уменьшит нагрузку на суппорт. При прокручивании педалей назад и во время стоянки переключать скорости нельзя: это чревато поломкой механизма.

Тормозной суппорт работает независимо от скорости движения велосипеда и приложенной нагрузки на педали. Суть его состоит в том, что при изменении натяжения тросика детали вместе с колодками сдвигаются (приближаются к диску) или расходятся, удаляясь от него.
Стоит лишний раз повторить: техническое состояние суппортов позволит продлить срок службы трансмиссии, уменьшить износ тормозов, а значит, повысить безопасность передвижения.

Почему суппорта расстраиваются

Причиной ухудшения работы деталей является чаще всего износ. Вызван он неправильной эксплуатацией трансмиссии, ударом, попаданием грязи и нерегулярным техническим обслуживанием. Косвенно поломку суппортов вызывает поверхностная настройка.

Осмотр и техобслуживание:

  • чистка и смазка цепи;
  • подтягивание тросиков;
  • регулировка переднего и заднего переключателей;
  • соблюдение правил переключения передач.

С тормозным суппортом все примерно так же: из-за попадания грязи колодка хуже прилегает к ротору. Также может ухудшиться подвижность узла – изменение допустимых расстояний, – что придется отрегулировать.

Типичные ситуации с дисковыми тормозами горного велосипеда:

  • трение диска о тормозные колодки из-за неправильного вылета колодок;
  • ослабевшая пружина (колодки туго или вовсе не отскакивают назад);
  • задевание колодок диска при полном обороте колеса — неправильно затянуты болты суппорта.

Как настроить узел своими руками

Не стоит настраивать сильно изношенные и долго служащие бюджетные детали (Shimano начального уровня, например) – это немного сгладит, но не решит проблемы.

Настройка отводки переднего переключателя:

  1. Установить машинку в то положение, при котором цепь должна ровно располагаться на большой звездочке.
  2. Поставить цепь на малую звезду.
  3. Подтянуть тросик.
  4. С помощью регулировочных болтов выставить крайние положения рамки.

Установка крайних положений и правильное натяжение винтов позволяет равномерно протягивать цепь при переключении передач в обе стороны. Если цепь плохо идет с низшей передачи на высшую, ослабляем регулировочный винт L, и наоборот.

Регулировка заднего переключателя проводится по аналогии с передним, правда здесь придется повозиться дольше из-за большего количества звездочек.

  1. Установить цепь в положение высшей передачи (самая маленькая звезда).
  2. Ослабить, а затем затянуть трос машинки.
  3. Высшая звезда должна полностью лежать на одной линии с направляющим роликом (регулируется винтом H).
  4. Аналогично установить крайнюю точку со стороны низшей передачи – большая звезда должна сойтись на одной линии с направляющим роликом (регулировка винтом L).
  5. Переключением на другие звезды определить, где требуется настройка натяжения. С помощью регулировочного болта добиться быстрого и легкого переброса на эту звездочку.

Суппорта могут хуже работать из-за набившейся грязи, поэтому перед регулировкой их следует почистить.

Как настроить суппорт дискового тормоза:

  1. Ротор зацепляется за колодки. Ослабить крепление узла к раме. Если трение уменьшилось, но не исчезло, потребуется центрирование суппорта. Для этого снимаем колесо с велосипеда и выравниваем вылет колодок.
  2. То же центрирование позволяет устранить проблемы задевания колодок о диск. Правда, здесь играет роль и усталостное напряжение рамы — геометрия нарушается и суппорт отстоит от тормозного диска. Ослабить крепления суппорта, отцентрировать суппорт, сидя на велосипеде, и затем затянуть болты.
  3. Заедание поршней из-за грязи можно решить полной переборкой и смазкой узла.

Проблемы с торможением могут быть вызваны также изменением геометрии ротора. Из-за незаметных искривлений колодки будут задевать ротор даже на допустимых расстояниях. Самостоятельный ремонт не всегда дает желаемые результаты. Если добиться правильной работы узла не удается – узнать, сколько стоит услуга регулировки в мастерской, и вперед.

Читайте также:  Почему греется суппорт на ваз 2109

Заключение

Не стоит эксплуатировать расстроенный или изношенный компонент трансмиссии или тормозной системы – это чревато неприятными последствиями. Лучшая защита от них – обращать внимание даже на незначительные неполадки и своевременно устранять их с помощью несложных рекомендаций в статье.

Источник

Как поставить суппорт на велосипед

Для чего ставят суппорт на велосипед и как его настраивают

Скоростной велосипед – сложный и тонкий механизм, почти как автомобиль. В отличие от своего старшего брата-синглспида он имеет развитую трансмиссию. Это позволяет рационально использовать велик и расходовать силы в условиях прямой трассы, подъемов и встречного ветра. Но другая сторона медали, чем приходится расплачиваться за комфортные условия катания, – поломки и частое техническое обслуживание. К проблемам с трансмиссией чаще всего относятся ходовые звезды на кассете, цепь, натяжитель и суппорт. О нем и поговорим.

Суппорт велосипедный – какие функции он выполняет

Суппорта велосипедные, или машинки, – подвижные детали на переключателях передач и дисковых тормозах. Под действием изменения натяжения троса суппорта перемещаются, благодаря чему задается нужное положение цепи или тормозной колодки.

Суппорта на велосипеде трех типов:

  • переднего переключателя – машинка с закрепленной рамкой, приводится в движение тросом, изменяет положение и перекидывает цепь по звездочкам;
  • заднего переключателя: деталь с рамкой и роликами, удерживает натяжение цепи на постоянном уровне при переключении передачи;
  • тормозные: крепятся на раму велосипеда, отвечают за перемещение тормозной колодки по отношению к ротору (диску).

При переключении передач необходимо заранее ослабить нагрузку на педали, это позволит цепи более гладко перейти с одной звезды на другую и уменьшит нагрузку на суппорт. При прокручивании педалей назад и во время стоянки переключать скорости нельзя: это чревато поломкой механизма.

Тормозной суппорт работает независимо от скорости движения велосипеда и приложенной нагрузки на педали. Суть его состоит в том, что при изменении натяжения тросика детали вместе с колодками сдвигаются (приближаются к диску) или расходятся, удаляясь от него. Стоит лишний раз повторить: техническое состояние суппортов позволит продлить срок службы трансмиссии, уменьшить износ тормозов, а значит, повысить безопасность передвижения.

Причиной ухудшения работы деталей является чаще всего износ. Вызван он неправильной эксплуатацией трансмиссии, ударом, попаданием грязи и нерегулярным техническим обслуживанием. Косвенно поломку суппортов вызывает поверхностная настройка.

Схема суппорта заднего переключателя велосипеда

Осмотр и техобслуживание:

  • чистка и смазка цепи;
  • подтягивание тросиков;
  • регулировка переднего и заднего переключателей;
  • соблюдение правил переключения передач.

Правильное и неправильное сочетание звездочек трансмиссии

С тормозным суппортом все примерно так же: из-за попадания грязи колодка хуже прилегает к ротору. Также может ухудшиться подвижность узла – изменение допустимых расстояний, – что придется отрегулировать.

Типичные ситуации с дисковыми тормозами горного велосипеда:

  • трение диска о тормозные колодки из-за неправильного вылета колодок;
  • ослабевшая пружина (колодки туго или вовсе не отскакивают назад);
  • задевание колодок диска при полном обороте колеса — неправильно затянуты болты суппорта.

Как настроить узел своими руками

Не стоит настраивать сильно изношенные и долго служащие бюджетные детали (Shimano начального уровня, например) – это немного сгладит, но не решит проблемы.

Велосипедный переключатель и отвод цепи

Настройка отводки переднего переключателя:

  1. Установить машинку в то положение, при котором цепь должна ровно располагаться на большой звездочке.
  2. Поставить цепь на малую звезду.
  3. Подтянуть тросик.
  4. С помощью регулировочных болтов выставить крайние положения рамки.

Установка крайних положений и правильное натяжение винтов позволяет равномерно протягивать цепь при переключении передач в обе стороны. Если цепь плохо идет с низшей передачи на высшую, ослабляем регулировочный винт L, и наоборот.

Регулировка заднего переключателя проводится по аналогии с передним, правда здесь придется повозиться дольше из-за большего количества звездочек.

Как переключать передачи на велосипеде

  1. Установить цепь в положение высшей передачи (самая маленькая звезда).
  2. Ослабить, а затем затянуть трос машинки.
  3. Высшая звезда должна полностью лежать на одной линии с направляющим роликом (регулируется винтом H).
  4. Аналогично установить крайнюю точку со стороны низшей передачи – большая звезда должна сойтись на одной линии с направляющим роликом (регулировка винтом L).
  5. Переключением на другие звезды определить, где требуется настройка натяжения. С помощью регулировочного болта добиться быстрого и легкого переброса на эту звездочку.

Суппорта могут хуже работать из-за набившейся грязи, поэтому перед регулировкой их следует почистить.

Как настроить суппорт дискового тормоза:

  1. Ротор зацепляется за колодки. Ослабить крепление узла к раме. Если трение уменьшилось, но не исчезло, потребуется центрирование суппорта. Для этого снимаем колесо с велосипеда и выравниваем вылет колодок.
  2. То же центрирование позволяет устранить проблемы задевания колодок о диск. Правда, здесь играет роль и усталостное напряжение рамы — геометрия нарушается и суппорт отстоит от тормозного диска. Ослабить крепления суппорта, отцентрировать суппорт, сидя на велосипеде, и затем затянуть болты.
  3. Заедание поршней из-за грязи можно решить полной переборкой и смазкой узла.
Читайте также:  Как настроить зажигание на ваз 2107 карбюратор электронное по лампочке

Проблемы с торможением могут быть вызваны также изменением геометрии ротора. Из-за незаметных искривлений колодки будут задевать ротор даже на допустимых расстояниях. Самостоятельный ремонт не всегда дает желаемые результаты. Если добиться правильной работы узла не удается – узнать, сколько стоит услуга регулировки в мастерской, и вперед.

Не стоит эксплуатировать расстроенный или изношенный компонент трансмиссии или тормозной системы – это чревато неприятными последствиями. Лучшая защита от них – обращать внимание даже на незначительные неполадки и своевременно устранять их с помощью несложных рекомендаций в статье.

velo-travel.com |

Передние переключатель – штука простая. Но не на столько! Оказывается, все передние переключатели ничем сильно не отличаются кроме одного маленького момента. Располагая этими знаниями, я заменил у себя передний суппорт. И получил немного геморроя. Что и как – разобрался и сегодня постараюсь описать в данной статье!

В чем же фундаментальное отличие в передних переключателях передач?

Это знают, я уверен, 80% велосипедистов – в подводе тросика – верхний или нижний. В основном, дорожные велосипеды имеют нижний подвод тросика, МТБ – верхний. Так делают для того, чтобы на тросик не попадало так много грязи и пыли. Поэтому сразу совет на тему, как определить тип старого европейского велосипеда? Посмотреть на проводку тросиков.

Но суть сегодняшней статьи никак не в этом.

За последнее время мне пришлось иметь дело с настройкой нескольких велосипедов каждый день. В том числе, это касалось переднего переключателя и манетки. Проблем не было ни разу. Но как только я установил себе на Scott звезды от своего Muddy Fox, начались проблемы.

Как оказалось, передние суппорты подбираются не только по типу подачи тросика, но и по размеру самой большой звезды. Дуга суппорта должна быть примерно такой же, как дуга звезды. Вот в чем зарыта собака! Хотя раньше я считал, что все передние переключатели универсальны. Даже те, что имеют нижний подвод тросика я ставил на велосипеды с верхним, регулировал и все работало!

Еще один интересный момент – передний переключатель имеет разную ширину. Но, слава Богу, этот параметр не критичен. Все это спасибо маркетологам. На самом деле ширина рамки суппорта не играет значимой роли, а если даже где-то что-то трёт – можно самостоятельно изменить размеры рамки. Если в лом выкидывать деньги на новый суппорт.

Кстати, ещё один немаловажны момент при покупке переднего суппорта – ширина хомута крепление (диаметр хомута бывает от 28,6 мм до 34, мм) и вообще тип крепления. Полазив на просторах интернета, увидел, что кроме классических креплений существуют крепления на специальную площадку и на каретку.

Еще с десяток лет назад передний переключатель был отдельный на 2 звезды и на 3 звезды. На сегодняшний день все суппорта идут универсальные. Поэтому можно не беспокоиться!

Кстати, а кто знает, станет ли задний суппорт Tourney на 9-ти скоростную кассету и будет ли переключать передачи? Не знаете, или сомневаетесь – читайте и смотрите видео-тест от Сани тут!

Задний переключатель

Чистим и смазываем Новая Задний переключатель стоит дорого, ту, что есть, держите чистой и смазывайте. Поднимите заднее колесо и повращайте: если слышен скрип или стук, в механизм попала грязь. Снимите колесо с велосипеда и положите на верстак кареткой вверх. Поверните шестеренки против часовой стрелки и увидите, что внешняя часть каретки вращается, а внутренняя неподвижна. Оберните тряпку вокруг каретки поверх спиц и внесите между вращающейся и неподвижной частями каретки смесь из масла и силиконовой смазки (см. рис. внизу). Распределите смесь по механизму, вращая шестеренки. Когда она пройдет внутрь, смажьте каретку легким маслом.

Настройка заднего переключателя

Удивительно, что задний переключатель с его регулировкой остается для большинства из нас неясным и непонятным, в то время как у него только три винта для регулировки! Итак, давайте посмотрим, за, что они отвечают. Из инструментов Вам понадобятся Набор для ремонта велосипеда или крестовая и плоская отвертки. Немного машинного масла.

Для начала переключите переключатель на самую большую звездочку. Это поможет настроить расстояние цепи между звездочками и ограничитель для низшей скорости.

С помощью небольшой отвертки выполните регулировку.

Если расстояние между звездочкой и роликом слишком большое, скорость будет не точно меняться. Чтобы уменьшить его, поверните винт против часовой стрелки.

Либо наоборот, если расстояние слишком маленькое, то возможно ролик будет касаться звездочки. Чтобы увеличить это расстояние поверните винт по часовой стрелке.

Идеальным можно считать расстояние от ролика до звездочек в 1 см

Теперь перейдите на самую маленькую звездочку.

В этом положении можно отрегулировать упор ролика для высоких скоростей, ищите небольшой винт с буквой H.

Если цепь сильно прижимается к маленькой звездочке, то поверните винт против часовой стрелки и наоборот если она падает слишком низко, то поверните винт по часовой стрелке. Когда настройка проведена хорошо, то трос не должен быть сильно натянут и цепь должна четко ложиться на ролик. Если трос сильно натянут немного ослабьте напряжение, ослабив винт, и снова закрутите винт фиксации троса.

Читайте также:  Как установить переднего амортизатора лачетти

Повторите операцию на большой звездочке, но теперь для регулировки используйте болт с маркировкой L.

Если цепь идет слишком далеко от спиц, поверните винт против часовой стрелки. Если она не заходит на большую звездочку, поверните винт против часовой стрелки. Теперь самое время проверить, как переключаются скорости. Вращая педали, переключайте скорости вверх и вниз переключателем на руле.

При необходимости поверните регулятор вправо или влево для достижения наилучшего переключения.

Закончив регулировку не будет лишним нанести несколько капель масла на опорные точки. Масло защитит их от влаги и улучшит переключение передач.

Регулировка гидравлических тормозов велосипеда и замена колодок

Принцип действия гидравлических тормозов на велосипеде заключается в передаче давления по гидролинии от главного тормозного цилиндра на тормозной цилиндр в калипере, который в свою очередь сдвигает колодки. Тормозная жидкость не сжимается, поэтому такая система более надежна и эффективна, чем механическая.

С другой стороны, гидролинии и вся система торможения требуют внимательного отношения и постоянного ухода, а потому ремонт и настройка гидравлических тормозов зачастую кажутся трудновыполнимым делом.

Как самостоятельно все отрегулировать

Регулировка гидравлических тормозов может понадобиться, если вы замечаете при езде посторонние звуки – скрип или шуршание. Убедиться в необходимости настройки поможет простой тест: приподнимите колесо велосипеда и раскрутите. Если колодки задевают за тормозной диск, то вращение колеса быстро прекратится.

Взаимное расположение колодок и ротора должно быть очень точным, т.к. это влияет на работоспособность тормоза. Чтобы проверить положение диска в машинке и положение колодок, поместите белый лист под них и при необходимости направьте на него яркий свет – на таком фоне легче заметить отклонения.

Настройка гидравлического тормоза осуществляется следующим образом: 1. Максимально ослабьте крепежные болты калипера, чтобы он мог свободно двигаться в стороны.

2. Зажмите ручку тормоза, чтобы колодки полностью прижались к ротору.

3. Проверьте положение клапанов колодок – они должны располагаться симметрично, на одинаковом расстоянии от ротора. При необходимости немного сдвиньте калипер влево или вправо.

4. Не отпуская ручку тормоза, затяните крепежные болты калипера.

5. Отпустите ручку и проверьте работу тормозов. В идеале колодки должны быть на минимальном расстоянии от тормозного диска, но не касаться его.

6. Если вы заметили, что одна колодка расположена ближе к диску, чем другая, но сам ротор при этом идеально отцентрирован в машинке, проделайте следующую операцию (лучше вдвоем): прижмите диск к более выступающей колодке и поработайте немного тормозом. За счет того, что один клапан работает больше другого, они выровняются, и проблема будет устранена.

Последний штрих – установка положения ручки тормоза относительно руля. Сидя в седле, проверьте, удобно ли вам работать ручкой тормоза, и сможете ли вы быстро нажать на нее в экстренном случае. Если ручка для вас слишком далеко, затяните чуть сильнее регулировочный шестигранник – это приблизит ручку, но одновременно и колодки встанут ближе к ротору. Тут главное – не перестараться и не сделать ход колодок слишком маленьким.

Видео наглядно показывающее весь процесс регулировки:

Плохая работа дисковых гидравлических тормозов может быть обусловлена следующими причинами:

  • повреждение или загрязнение гидролинии или попадание внутрь ее воздуха;
  • полное истирание тормозных колодок;
  • загрязнение колодок или диска.

В первом случае требуется замена гидролинии или прокачка гидравлического тормоза, со вторым и третьим случаем разобраться проще.

Во-первых, внимательно осмотрите тормозные колодки. Все производители прописывают их минимальную толщину, при которой эффективность торможения не снижается. Кстати, неравномерность истирания левой и правой колодок говорит о том, что ротор не отцентрирован относительно калипера.

По мере истирания колодок клапаны придвигаются ближе к ротору, поэтому перед установкой новых колодок следует их слегка раздвинуть и заново отрегулировать их положение. Вся процедура замены состоит из следующей последовательности шагов: 1. Установите велосипед на ремонтный стенд и снимите колесо.

2. Удалите стопорное кольцо и выкрутите крепежный болт.

3. Вытащите старые колодки по направлению от оси втулки колеса. Запомните расположение возвратной пружины между колодками – она разжимает их после окончания торможения.

4. Тщательно очистите поверхность клапанов и внутренность калипера. Используйте специальную техническую ткань, не оставляющую ворсинок, и мягкий очиститель, например, изопропиловый спирт.

5. При помощи пластикового рычага, например, монтажки для замены камер, вдавите оба клапана в калипер. Чтобы правильно установить клапан, нужно надавливать на его центр, а не на край.

6. Установите между новыми колодками возвратную пружину и вставьте их в машинку.

7. Закрутите крепежный болт и установите стопорное кольцо.

8. Почистите тормозной диск и поставьте на место колесо. Проверьте правильность расположения ротора, колодок и работоспособность всей системы.

Новые колодки могут потребовать период «адаптации», поэтому в первое время обновленными тормозами следует пользоваться аккуратно.

В заключение следует сказать, что всю работу следует проделывать чистыми руками. Также, чтобы тормоза меньше загрязнялись, следует закрывать их при смазке цепи. При комплексном обслуживании велосипеда тормозная система ремонтируется в последнюю очередь.

Источник

Adblock
detector