- Топливный насос — снятие и установка
- Электробензонасос c датчиком указателя уровня топлива — снятие и установка
- Снятие
- Установка
- Топливный насос — снятие и установка
- Снятие
- Установка
- Cнятие и установка, разборка и сборка топливного насоса Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104, Лада Жигули, Классика
- Диагностика, ремонт и замена топливного насоса на автомобилях семейства «Жигули»
- Какими топливными насосами оснащались классические модели ВАЗ
- Где расположен бензонасос на 2106, 2107 и других моделях
- Проверка, ремонт и замена механического топливного насоса
- Как проверить производительность механического бензонасоса
- Оценка состояния и работоспособности составляющих частей
- Самостоятельный ремонт механического бензонасоса
- Процедура замены
- Видео: замена механического насоса на ВАЗ 2101–2107
- Диагностика и замена электрического топливного насоса на автомобилях семейства «Жигули»
- Проверка устройств защиты электрической цепи бензонасоса на инжекторных ВАЗах семейства «Жигули»
- Проверка давления топлива в системе
- Замена бензонасоса на инжекторных «Жигулях»
Топливный насос — снятие и установка
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению операций (см. «Подготовка автомобиля к TO и ремонту»).
2. Ветошью очищаем от грязи и промываем уайт-спиритом или очистителем двигателя наружную поверхность топливного насоса (если не планируется его замена) и блок цилиндров рядом с местом крепления насоса.
При выполнении следующей операции из шлангов будет вытекать топливо. Приготовьте два болта М8для заглушки отверстий шлангов.
3. Крестовой отверткой или ключом на 8 мм ослабляем хомуты крепления топливных шлангов и снимаем шланги со штуцеров топливного насоса. Заглушаем концы шлангов болтами M8.
4. Ключом на 13 мм отворачиваем две гайки крепления топливного насоса к блоку цилиндров.
5. Снимаем насос со шпилек. Проверяем состояние прокладки и при необходимости заменяем ее. Толщина прокладки — 0,3 мм.
6. Снимаем и очищаем от грязи теплоизолирующую проставку A. При необходимости заменяем прокладку Б между теплоизолирующей проставкой и блоком цилиндров. Толщина прокладки — 0,8 мм.
Ha автомобиле с большим пробегом (более 100 тыс. км) и при замене прокладок, перед установкой топливного насоса следует проверить величину минимального выступания толкателя. От нее зависит ход и правильное положение диафрагменного узла насоса. B противном случае уменьшается подача топлива насосом или появляется возможность разрыва диафрагм. Величина выступания толкателя изменяется подбором прокладок между проставкой и блоком цилиндров.
1. Величину минимального выступания толкателя над привалочной плоскостью теплоизолирующей проставки проверяем с учетом прокладки между топливным насосом и проставкой. Для увеличения точности измерения обе прокладки временно устанавливаем между проставкой и блоком. Устанавливаем минимальное выступание медленным поворачиванием коленчатого вала двигателя. Прижимаем проставку к блоку и замеряем выступание толкателя.
Величина выступания должна быть в пределах 0,8-1,3 мм.
2. Если толкатель выступает более чем на 1,3 мм, то заменяем прокладку между проставкой и блоком цилиндров на более толстую (1,25 мм), если толкатель выступает менее чем на 0,8 мм — на более тонкую (0,3 мм).
3. Устанавливаем прокладку между топливным насосом и проставкой на место.
4. Дальнейшая установка снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
Электробензонасос c датчиком указателя уровня топлива — снятие и установка
Снятие
1. Сбрасываем давление в системе питания (см. «Сброс давления в системе питания»).
2. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. «Аккумуляторная батарея — снятие и установка»).
4. Ключом на 7 мм отворачиваем по периметру фланца восемь гаек крепления электробензонасоса к топливному баку.
5. Приподнимаем электробензонасос и наклоняя его, выводим из отверстия поплавок датчика указателя уровня топлива.
6. Для снятия приемного сетчатого фильтра аккуратно поддеваем его отверткой.
7. Снимаем фильтр с наконечника насоса.
8. Промываем фильтр в ацетоне или подобном растворителе, очищаем жесткой кисточкой и продуваем сжатым воздухом.
9. Для замены датчика указателя уровня топлива освобождаем отверткой фиксатор колодки проводов датчика и насоса. Отсоединяем колодку.
10. Нажав шлицевой отверткой на фиксатор проводов, снимаем его.
11. Помечаем положение проводов в колодке, чтобы не перепутать их при сборке. Шилом отжимаем наконечники проводов датчика и отсоединяем их от колодки.
12. Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления «массового» провода насоса и нижнего крепления датчика.
13. Тем же инструментом отворачиваем винт верхнего крепления датчика.
14. Снимаем датчик указателя уровня топлива.
Установка
Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
Топливный насос — снятие и установка
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению операций (см. «Подготовка автомобиля к TO и ремонту»).
2. Ветошью очищаем от грязи и промываем уайт-спиритом или очистителем двигателя наружную поверхность топливного насоса (если не планируется его замена) и блок цилиндров рядом с местом крепления насоса.
Внимание! При выполнении следующей операции из шлангов будет вытекать топливо. Приготовьте два болта М8для заглушки отверстий шлангов.
3. Крестовой отверткой или ключом на 8 мм ослабляем хомуты крепления топливных шлангов и снимаем шланги со штуцеров топливного насоса. Заглушаем концы шлангов болтами M8.
4. Ключом на 13 мм отворачиваем две гайки крепления топливного насоса к блоку цилиндров.
5. Снимаем насос со шпилек. Проверяем состояние прокладки и при необходимости заменяем ее. Толщина прокладки — 0,3 мм.
6. Снимаем и очищаем от грязи теплоизолирующую проставку A. При необходимости заменяем прокладку Б между теплоизолирующей проставкой и блоком цилиндров. Толщина прокладки — 0,8 мм.
Установка
Ha автомобиле с большим пробегом (более 100 тыс. км) и при замене прокладок, перед установкой топливного насоса следует проверить величину минимального выступания толкателя. От нее зависит ход и правильное положение диафрагменного узла насоса. B противном случае уменьшается подача топлива насосом или появляется возможность разрыва диафрагм. Величина выступания толкателя изменяется подбором прокладок между проставкой и блоком цилиндров.
1. Величину минимального выступания толкателя над привалочной плоскостью теплоизолирующей проставки проверяем с учетом прокладки между топливным насосом и проставкой. Для увеличения точности измерения обе прокладки временно устанавливаем между проставкой и блоком. Устанавливаем минимальное выступание медленным поворачиванием коленчатого вала двигателя. Прижимаем проставку к блоку и замеряем выступание толкателя.
Величина выступания должна быть в пределах 0,8-1,3 мм.
2. Если толкатель выступает более чем на 1,3 мм, то заменяем прокладку между проставкой и блоком цилиндров на более толстую (1,25 мм), если толкатель выступает менее чем на 0,8 мм — на более тонкую (0,3 мм).
3. Устанавливаем прокладку между топливным насосом и проставкой на место.
4. Дальнейшая установка снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
Cнятие и установка, разборка и сборка топливного насоса Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104, Лада Жигули, Классика
Топливный насос ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107: 1 – нагнетательный патрубок; 2 – фильтр; 3 – корпус; 4 – всасывающий патрубок; 5 – крышка; 6 – всасывающий клапан; 7 – тяга; 8 – рычаг ручной подкачки; 9 – пружина;
10 – эксцентрик; 11 – балансир; 12 – рычаг механической подкачки; 13 – нижняя крышка; 14 – внутренняя дистанционная прокладка; 15 – наружная дистанционная прокладка; 16 – нагнетательный клапан
Устройство топливного насоса ваз 2104.
Проверка насоса
Недостаточное наполнение карбюратора бензином может зависеть от неисправности топливного насоса, а также от засорения или повреждения трубопроводов.
Чтобы найти причину неисправности, отсоедините шланг от нагнетательного патрубка 1 и с помощью рычага 8 ручной подкачки топлива проверьте, подается ли топливо. Если топлива нет, то отсоедините шланг от всасывающего патрубка 4 и проверьте, создается ли разрежение на выходе этого патрубка. Если разрежение имеется, то, по-видимому, поврежден трубопровод, а если нет — то неисправен насос.
Дополнительно топливный насос ваз 2107, ваз 2105, ваз 2104, жигули можно проверить на стенде. Вращая валик привода, имеющий эксцентриситет кулачка 1,25±0,02 мм, с частотой 2000±40 мин-1, проверьте подачу насоса (должна быть не менее 54 л/ч при 20±5°С) и давление нагнетания, которое должно быть 23–30 кПа (2,3–3,0 м водяного столба) при нулевой подаче. При подозрении на неисправность разберите насос и проверьте его детали.
Разборка, очистка и проверка деталей
Для разборки насоса ваз 2105 отверните болт крепления крышки 5, снимите крышку и фильтр 2. Затем отверните винты крепления корпуса к нижней крышке, разъедините их, выньте узел диафрагм и пружину.
Промойте бензином все детали и продуйте сжатым воздухом.
Проверьте целостность пружин насоса.
Проверьте, нет ли заедания клапанов. Проверьте диафрагмы. На них не должно быть трещин или затвердевания.
После проверки все изношенные или поврежденные детали замените новыми. Поврежденные прокладки насоса ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107 заменяйте новыми и перед установкой смазывайте тонким слоем смазки.
Установка насоса на двигатель
Для правильной установки топливного насоса ваз 2107 используйте две из трех нижеуказанных прокладок: А толщиной 0,27–0,33 мм; В толщиной 0,70–0,80 мм; С толщиной 1,10–1,30 мм.
Схема контроля и регулировки выступания толкателя привода насоса: А — прокладка толщиной 0,27–0,33 мм; В — прокладка толщиной 0,70–0,80 мм; d—выступание толкателя
Схема установки насоса , жигули Установку производите в следующем порядке.Установите теплоизоляционную проставку на блок цилиндров, поставив между ними прокладку А, а на плоскость, сопрягающуюся с насосом, поместите прокладку В. Приспособлением 67.7834.9506 замерьте расстояние d (минимальная величина, на которую выступает толкатель, установленная медленным поворотом коленчатого вала). Если размер d находится в пределах 0,8–1,3 мм, то закрепите насос на двигателе, если d меньше 0,8 мм, прокладку В замените прокладкой А; если d больше 1,3 мм, то прокладку В замените прокладкой С. Еще раз проверьте размер d и закрепите насос на двигателе. Между блоком цилиндров и теплоизоляционной проставкой всегда должна быть прокладка А.
Диагностика, ремонт и замена топливного насоса на автомобилях семейства «Жигули»
Топливные системы классических моделей ВАЗ, таких как 2106 и 2107, различаются по типу подачи горючей смеси в цилиндры. У одних за это отвечает карбюратор, у других — инжектор. Однако слаженная работа силового агрегата и у тех, и у других зависит не от конструкции системы, а от исправности её элементов, и в первую очередь бензонасоса. Каждый автолюбитель должен при необходимости уметь произвести ремонт и замену этого элемента своими руками.
Какими топливными насосами оснащались классические модели ВАЗ
К классическим ВАЗам относятся все модели семейства «Жигули», выпускаемые с 1970 до 2012 года и их модификации:
- ВАЗ 2101;
- ВАЗ 2102;
- ВАЗ 2103;
- ВАЗ 2104;
- ВАЗ 2105;
- ВАЗ 2106;
- ВАЗ 2107.
В зависимости от года выпуска двигатели этих машин оборудовались различными топливными системами. У всех первых моделей «Жигулей» впрыск горючей смеси в цилиндры осуществлялся при помощи карбюратора, а подача топлива производилась механическим топливным насосом. Последние модификации ВАЗ 2104, 2105 и 2107 имели инжекторную систему впрыска и электрический бензонасос.
Карбюраторные автомобили семейства «Жигули» с завода оснащались механическими топливными насосами диафрагменного типа ДААЗ 2101 (каталожный номер 1106010) производства Димитровградского автоагрегатного завода. Благодаря простой конструкции, надёжности и ремонтопригодности они отлично зарекомендовали себя не только на «классике», но и на автомобилях семейства «Спутник» и «Самара», которые оборудовались их модифицированными версиями.
Карбюраторные ВАЗ 2101–2107 оснащались механическими топливными насосами ДААЗ
Инжекторные модели «Жигулей» комплектовались электрическими бензонасосами отечественного производства. Они выпускались предприятиями «Пекар», «Утёс» под каталожным номером 21073–1139009. Последние модификации «Жигулей» оборудовались изделиями фирмы «Бош» (каталожный номер 2112–1139009). Такие же устройства устанавливались на все модели семейств «Самара» и «Лада».
Инжекторные модели классических ВАЗов оснащались электрическими топливными насосами «Пекар», «Утес», «Бош»
Где расположен бензонасос на 2106, 2107 и других моделях
Расположение бензонасоса на карбюраторных и инжекторных классических ВАЗах разное. У первых он установлен слева (если смотреть из салона) на блоке цилиндров двигателя на специальном приливе, и крепится к нему при помощи шпилек через теплоотводящую проставку из эбонита. Привод механического бензонасоса осуществляется от промежуточного вала двигателя через эксцентрик и толкатель (шток).
Механический бензонасос на классике установлен на специальном приливе на блоке цилиндров двигателя
В инжекторных «Жигулях» насос входит в конструкцию топливного модуля. Он расположен внутри бензобака. Конструкция электрического насоса состоит из электромоторчика постоянного тока и специальной формы крыльчатки, насаженной на его вал. Питание электродвигателя осуществляется от бортовой сети автомобиля. Электрическая цепь устройства защищена отдельными предохранителем и реле.
Электрический топливный насос на инжекторных моделях классики установлен в бензобаке
Проверка, ремонт и замена механического топливного насоса
Методы диагностики бензонасосов для карбюраторных и инжекторных двигателей «Жигулей» также отличаются. Проверка механического насоса заключается в определении его производительности, а также оценке состояния и работоспособности его составляющих элементов.
Как проверить производительность механического бензонасоса
Производительность механического насоса ДААЗ составляет 1 л за минуту. Для проверки количества перекачиваемого топлива потребуются:
- отрезок бензостойкого шланга (50–80 см);
- 2 чистые ёмкости объёмом не менее 2 л (можно пластиковые бутылки);
- 1,5 л бензина;
- часы с секундомером;
- крестовая отвёртка;
- помощник.
- При помощи отвёртки откручиваем винт на хомуте выпускного штуцера насоса. Снимаем с него шланг.
Снимаем топливный шланг с выпускного штуцера
Оцениваем количество топлива, перекачанного насосом за минуту
Если количество бензина меньше 1 л — бензонасос неисправен.
Оценка состояния и работоспособности составляющих частей
Проверке подлежат следующие элементы насоса:
- впускной и выпускной клапаны;
- сетчатый фильтр;
- диафрагмы;
- толкатель (шток).
Конструкция топливного насоса ДААЗ
- крестовая отвёртка;
- шлицевая отвёртка;
- ключ на 10;
- ключ на 13;
- штангенциркуль или линейка.
- Отпускаем винты хомутов впускного и выпускного штуцеров насоса, снимаем с них шланги. К выпускному штуцеру прикладываем палец, а другой рукой несколько раз нажимаем на рычаг ручной подкачки. Пальцем вы должны ощущать выходящий под напором воздух. Далее затыкаем пальцем впускной штуцер, и снова подкачиваем вручную. На входе насоса должно ощущаться разрежение, т.е. палец должен всасываться внутрь штуцера. Если ничего подобного не происходит — клапаны устройства неисправны и должны быть заменены.
Проверка клапанов заключается в определении напора воздуха на выпускном штуцере и разрежения на впускном
Сетчатый фильтр не должен иметь следов повреждения и деформации
Если диафрагмы насоса повреждены или деформированы, их нужно заменить
Снятие тепловой проставки насоса
Длина толкателя должна быть 82,5 мм
Самостоятельный ремонт механического бензонасоса
Покупать неисправные детали бензонасоса по отдельности нецелесообразно. Гораздо выгодней приобрести ремонтный комплект, куда входят элементы, которые могут выйти из строя, а именно:
- клапаны;
- набор диафрагм;
- толкатель;
- тепловая проставка;
- прокладки и шайбы.
Ремонтный комплект топливного насоса
Осуществление ремонта бензонасоса подразумевает его демонтаж и разборку. Производятся они по тому же алгоритму, что был описан ранее в разделе диагностики. Если, разобрав корпус бензонасоса, вы обнаружите, что на его стенках, или на внутренних поверхностях штуцеров имеются грязный налёт, частицы мусора, почистите их при помощи жидкости для чистки карбюратора и отрезка грубой ткани. При удалении налёта используйте небольшую деревянную лопатку и зубочистки. Применять для этих целей металлические предметы крайне нежелательно.
Для замены клапанов насоса их потребуется извлечь из гнёзд. Для этого при помощи тонкой шлицевой отвёртки или ножа необходимо сбить три закернённых участка в каждом из гнёзд, после чего клапаны свободно выйдут из них. Установив новые детали на место неисправных, гнёзда нужно опять закернить, ударив керном (отвёрткой) по кромке в трёх местах.
Замена клапанов топливного насоса
Важно: при замене клапанов не перепутайте впускной с выпускным!
Для того чтобы произвести замену диафрагм, необходимо ключом на 10 открутить гайку в верхней части стержня, на который они надеты, после чего снять их, а на их место установить новые в определённом порядке. Самая нижняя диафрагма — предохранительная. За ней следуют маленькая и большая дистанционные прокладки, а сверху них две другие (рабочие) мембраны.
Что касается тепловой проставки, то она выходит из строя довольно редко. Чаще встречается заводской брак, проявляющийся в неровности привалочной плоскости, к которой крепится корпус насоса. Из-за этого может возникать подтекание масла. Для замены проставки извлеките старую из её посадочного места, уберите из-под неё старую прокладку, поставьте новую проставку с соответствующей прокладкой из ремкомплекта.
Установка прокладок насоса
В ремонтном комплекте бензонасоса ДААЗ идёт три прокладки разной толщины:
Прокладка «А» устанавливается между блоком цилиндров и тепловой проставкой, а две других служат для регулировки выступания толкателя (штока) над привалочной плоскостью проставки.
Определение выступания толкателя
Устанавливаем новый шток на место, и потихоньку прокручивая коленчатый вал двигателя (ключом за гайку крепления шкива), выбираем положение, когда шток будет выдвинут на минимальную длину. Накладываем прокладку «B» на привалочную плоскость проставки и измеряем штангенциркулем величину вылета штока над ней. Она должна составлять 0,8–1,3 мм. Если вылет больше, вместо прокладки «B» нужно установить прокладку «C», а если меньше — поменять местами первую и вторую. Добившись результата, ставим бензонасос на место и фиксируем его гайками. Для большей герметичности соединения прокладки можно смазать тонким слоем автомобильного герметика.
Процедура замены
Если вы решили не ремонтировать топливный насос, а заменить его новым, это ещё проще. Процесс замены не отнимет больше 30 минут. Из инструментов потребуются:
- крестовая отвёртка;
- ключ на 13;
- сухая чистая тряпка;
- небольшая ёмкость.
Порядок замены следующий:
- В моторном отсеке находим топливный насос.
- Откручивая винты хомутов, ослабляем их, снимаем оба топливных шланга со штуцеров насоса.
Ослабляем крепление хомутов, снимаем топливные шланги со штуцеров
Ключом на 13 откручиваем гайки крепления насоса
Демонтируем насос, сливаем с него бензин
Устанавливаем новые прокладки
Видео: замена механического насоса на ВАЗ 2101–2107
Диагностика и замена электрического топливного насоса на автомобилях семейства «Жигули»
В инжекторных двигателях классических ВАЗов бензонасос может утратить свою работоспособность как вследствие проблем с подачей к нему питания, так и по причине неисправности его электродвигателя. В первом случае ситуацию можно исправить путём диагностики и ремонта электрической цепи устройства. Но если из строя вышел электоромоторчик насоса, здесь поможет только его замена.
Проверка устройств защиты электрической цепи бензонасоса на инжекторных ВАЗах семейства «Жигули»
При неполадках, связанных с электрооборудованием цепи бензонасоса, он обычно, вообще не включается. Включите зажигание автомобиля, не запуская двигателя, и прислушайтесь. Сначала вы должны услышать щелчок реле, а после характерный «визг», издаваемый работающим электромоторчиком насоса. Если ничего подобного вы не услышали, начните диагностику с электрической цепи устройства.
Цепь насоса подключается к бортовой сети посредством отдельного реле, а её защиту обеспечивает предохранитель. Оба эти устройства расположены в дополнительном монтажном блоке автомобиля. Вы найдёте его под перчаточным ящиком. В нём установлены 3 реле и 3 предохранителя. Реле бензонасоса (на схеме обозначается R2) располагается посредине, а предохранитель (F3) слева от него. Предохранитель вытягиваем из посадочного места и проверяем его путём «прозвона» тестером. При выявлении его неисправности, меняем, не забывая соблюдать номинал (15 А).
Проверить работоспособность реле можно, установив на его место заведомо рабочее устройство. Поставьте вместо него реле, расположенное справа от диагностируемого, которое отвечает за цепь вентилятора радиатора. Если же такой вариант вас не устраивает, включите зажигание и замеряйте напряжение между розовым проводом, идущим к реле и «массой» автомобиля. Прибор должен показывать 12 В. Это значит, что устройство запитано. После этого нужно замкнуть розовый провод с серым на выводах реле. Так мы подключим бензонасос напрямую к аккумулятору. Если он заработает (раздастся тот самый «визг»), просто замените реле.
Реле топливного насоса расположено посредине (R2), а предохранитель — слева от него (F3)
Проверка давления топлива в системе
Основным показателем работы бензонасоса является давление, создаваемое им в системе. Если устройство включается, качает топливо, но двигатель работает с перебоями, не поленитесь проверить давление. Для этого потребуется манометр с пределом измерения 5–7, оснащённый бензостойким шлангом и резьбовым штуцером (если специального нет, можно использовать обычный шинный манометр). Последовательность действий следующая:
- На топливной рампе находим штуцер, закрытый пластиковым колпачком. Откручиваем колпачок и подсоединяем к штуцеру шланг манометра. Если ваш прибор не оборудован специальным резьбовым штуцером, шланг можно закрепить на «соске» при помощи небольшого хомута.
Штуцер для измерения давления
Давление в рампе должно быть 2,8–3,2 атмосферы
При снятии вакуумного шланга с регулятора давление должно упасть на 0,2–0,7 атмосфер
Замена бензонасоса на инжекторных «Жигулях»
Заменить бензонасос можно как в сборе (поставить новый топливный модуль), так и в отдельности (поменять только насос). Стоимость нового модуля отечественного производства с датчиком уровня топлива составляет 2800–3000 рублей. Сам насос производства фирмы «Бош» обойдётся на 500 рублей дешевле.
Инструменты для замены:
- шлицевая и крестовая отвёртки;
- ключ на 10;
- ключ на 7.
Порядок выполнения работ:
- Отключаем минусовую клемму от аккумулятора.
- Открываем крышку бензобака.
- При помощи шлицевой отвёртки отводим от горловины бака резиновый фартук. Отсоединяем от него трубку предохранительного клапана.
Шлицевой отверткой поддеваем фартук
Откручиваем шурупы крепления облицовки бензобака
Откручиваем болт хомута крепления бака
Отключаем электропроводку, шланги топливопровода, откручиваем гайки крепления крышки топливного модуля
Извлекаем топливный модуль из бензобака
Отсоединяем топливный фильтр
Отключаем провода питания насоса
Отверткой сдвигаем фиксаторы и извлекаем насос из кожуха
Отсоединяем трубку от выпускного штуцера
После установки насоса желательно проверить давление в системе вышеописанным способом.
Замена топливного насоса в автомобилях семейства «Жигули» не требует от автовладельца грандиозных познаний в сфере авторемонта, не отнимает много времени и средств. Она без проблем может быть произведена в условиях гаража, или прямо на улице. Однако если у вас нет необходимого инструмента или желания самостоятельно этим заниматься, лучше обратиться к специалистам.