Брякает рулевая рейка ваз 2109 что делать

Почему возникает стук в ролевой рейке ВАЗ 2109?

От исправности рулевого управления зависит не только маневренность автомобиля, но и ваша безопасность. В некоторых ситуациях утрата контроля над движущейся на скорости машиной может привести к непоправимым последствиям. Обнаружив малейшие изменения в поведении авто или посторонние звуки, исходящие от элементов системы управления, следует немедленно прекратить движение и принять меры по выявлению и устранению неисправностей.

В этой статье мы поговорим о причинах, по которым возникает стук в рулевой рейке при повороте руля, и возможных последствиях этого явления на примере автомобиля ВАЗ-2109. Также мы попытаемся разобраться с тем, как диагностировать неисправность реечного механизма и самостоятельно ее устранить.

Разновидности систем управления

Первой оборудуются почти все модели классических ВАЗов. Червячной она называется потому, что основным элементом механизма здесь является так называемый червяк, являющийся своего рода продолжением вала руля. Он находится в постоянном зацеплении с роликом, закрепленном на валу сошки, которая, собственно, и передает усилие на рулевые тяги. Такая конструкция позволяет выворачивать колеса на большой угол и превосходно глушит удары и вибрацию, поступающие от колес.

Реечными рулевыми механизмами оснащают переднеприводные ВАЗы семейства «Самара» и «Лада». Их механизм имеет другую конструкцию. Тут все немного проще. Конец рулевого вала оснащен шестерней, которая, прижимаясь к специальной рейке, имеющей зубья на верхней стороне, заставляет ее двигаться в горизонтальном направлении. Эта конструкция отличается простотой, компактностью и высокой надежностью.

Детальней о реечном механизме

На первый взгляд устройство реечного механизма может показаться достаточно сложным. Если брать в учет только основные его детали, не считая рулевого колеса и колонки, то их получится более двадцати. Сама рейка имеет вид сточенного до половины вала.

На верхней ее части имеются продольные зубья, зацепляющиеся с приводной шестерней. Рейка заключена в алюминиевый картер, заполненный специальной смазкой. Ее центральная часть имеет отверстия для крепления внутренних наконечников рулевых тяг. В этом месте картер имеет пропил, закрываемый резиновым пыльником. Внутри рейка удерживается в определенном положении благодаря опорной втулке, изготавливаемой обычно из фторопласта. Для регулировки ее подвижности служит специальный упор.

Как видите, на самом деле, ничего сложного в реечном механизме нет. Если понимать, для чего служат и как работают все элементы, можно без особых проблем самостоятельно его обслуживать и ремонтировать.

Стук в рулевой рейке

Стоковая рулевая рейка ВАЗов в среднем «выхаживает» до 100 тыс. км пробега. Естественно, в нормальном режиме эксплуатации. В некоторых случаях она может выйти из строя гораздо раньше. Главным признаком неисправности рулевой рейки является стук. Он появляется либо при резком повороте руля, либо при сильном его выворачивании, либо же при наезде на кочки.

Стук в рейке может возникать вследствие:

  • ослабления затяжки упорной гайки;
  • ослабления болтов крепления рулевых тяг;
  • естественного износа рейки или приводной шестерни;
  • неисправности опорной втулки;
  • износа деталей механизма, вызванного разрывом пыльника.

Далее мы рассмотрим каждую из причин более детально, но сначала разберемся, как же правильно и точно диагностировать поломку.

Диагностика неисправности

Итак, если вы заметили, что рейка рулевая стучит, необходимо определить, откуда именно идет этот стук, и отбросить варианты неисправности элементов ходовой части автомобиля. Начнем с общих моментов. Установите автомобиль на ровной поверхности. Выйдите из салона, откройте капот. Начните вращать рулевое колесо вправо-влево, выкручивая его до упора. Если во время этого процесса рейка рулевая стучит, издавая характерный звук при резком повороте руля, можете быть уверены, это точно она, а не амортизаторы и не ШРУСы.

Читайте также:  Как правильно ставить колодки передние на шевроле круз

Для большей убедительности попросите помощника покрутить колесо управления, а сами положите ладонь сверху на ее картер. Когда колеса будут выворачиваться, вы обязательно ощутите рукой вибрацию во время этого самого стука. Эти признаки характерны для износа самой рейки, приводной шестерни или же неисправности опорной втулки. Подобные симптомы могут проявляться и при слабой затяжке гайки упора.

Если при выворачивании колес стук не проявляется, подергайте рулевые тяги, взявшись за них руками. При имеющей место проблеме вы обязательно обнаружите соответствующий люфт.

Ослабление затяжки упорной гайки

Нередко рейка рулевая стучит по причине ослабления гайки упора, служащей для регулировки ее перемещения внутри картера. Чем больше она затянута, тем туже будет вращаться руль, и наоборот. Иными словами, гайка, отпущенная больше положенного, провоцирует возникновение люфта между рейкой и упором. Он-то и является причиной стука.

Проверить, что рейка рулевая стучит именно по этой причине, несложно, но для этого понадобится специальный восьмигранный ключ на 17. Купить его можно в любом автомагазине. Теперь нужно найти местоположение гайки. А расположена она на нижней части картера рейки в районе вакуумного усилителя тормозов. Обычно она защищена пластиковым или резиновым колпачком, который нужно будет снять. Когда это будет сделано, попробуйте ключом подтянуть гайку, вращая ее против часовой стрелки. Нормальной считается затяжка, когда гайка завернута до упора, а потом отпущена на 24 градуса. При этом обеспечивается зазор между нею и упором, равный 12 мм.

Ослабление болтов рулевых тяг

Каждая рулевая тяга крепится к рейке при помощи одного болта. Они находятся на передней ее части, примерно по центру. Чтобы подтянуть эти болты, потребуется ключ (головка) на 22, а также большая шлицевая отвертка. При помощи последней вам нужно будет отогнуть бортики пластины, стопорящие головки. Просто подтяните каждый из болтов до упора, проверяя рукой наличие люфта между тягами и рейкой.

Разбираем рейку

Теперь переходим к неисправностям, которые не могут быть обнаружены без демонтажа рулевого механизма. Если вы устранили люфт между тягами и рейкой, а также между нею и упором, а стук при этом не исчез, значит, придется демонтировать все устройство.

Ремонт рулевых реек ВАЗ не является сложным процессом. Один раз разберете ее сами, и сразу поймете принцип ее действия. Для начала удалите резиновую опору, находящуюся на правой стороне картера, и снимите резиновый пыльник. С левой стороны нужно также снять защитный колпачок и опору. Восьмигранным ключом открутите упорную гайку и выбейте упор.

Отверткой подденьте резиновый пыльник приводной шестерни и снимите его. Выкрутите гайку фиксации подшипника ключом на «24». Извлеките шестерню из картера. После этого можно вытаскивать и саму рейку.

Износ

Обратите внимание на состояние приводной шестерни. Ее зубья не должны иметь следов механического повреждения.

Если они присутствуют, ее нужно менять. То же самое касается и зубьев рейки. Приложите к ней шестерню и понаблюдайте, как они входят в зацепление. Если износ налицо, механизм лучше заменить. Ремонт рулевых реек, подразумевающий их восстановление, возможен, но вряд ли оправдан. Если даже и удастся что-то сделать, то ненадолго. Через время неисправность обязательно себя проявит.

Если механизм износился, выход один – новая рулевая рейка. Цена запчасти в сборе составляет порядка 3500 рублей. Согласитесь, это не так и дорого, если речь идет о безопасности.

Опорная втулка

С рейкой и шестерней все в порядке? Идем дальше. Извлекаем из картера фторопластовую втулку. Именно из-за нее чаще всего стучит рулевая рейка ВАЗ-2109, вернее, из-за ее износа. Если она стертая или деформированная, немедленно ее меняем, благо стоит она сущие копейки. Но лучше всего покупать не ее одну, а ремонтный комплект, куда кроме нее входят упор с гайкой и пружиной, а также набор сальников и прокладок. Заменив втулку и все эти мелкие элементы, вы получите вполне рабочую рулевую рейку.

Читайте также:  Как установить лед фары на приору

Разрыв пыльника и износ механизма

Резиновый пыльник на картере служит для защиты всего рулевого механизма от попадания грязи, пыли и влаги. Кроме того, он предотвращает вытекание из картера смазки. Вам, наверное, доводилось слышать фразу «течет рулевая рейка». Так вот, это смазка вытекает через порванный пыльник. Его повреждение неминуемо приведет к преждевременному выходу механизма управления из строя. Кроме того что он останется без смазки, так еще и влага с пылью серьезно ускорят процесс износа. Обнаружив, что в вашем авто течет рулевая рейка, немедленно отправляйтесь в магазин за новым пыльником. И не забудьте купить смазку.

Источник

Стучит рулевая рейка ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

Стук рулевой рейки – очень часто встречающаяся неисправность рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Начать стучать может не только старая видавшая виды рейка, но и новая, недавно приобретенная и установленная деталь.

Стучит рулевая рейка на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 причины

1. Ослабло крепление скоб удерживающих ее на кузове автомобиля.

В этом случае, приложив усилие к корпусу рулевой рейки и покачивая ее в разных направлениях можно ощутить, что она слабо закреплена. Подтягиваем гайки крепления скоб (См. «Снятие рулевой рейки на ВАЗ 2108, 2109, 21099»).

2. Слабо затянуты болты крепления рулевых тяг к рейке.

Покачивая тяги рукой вверх-вниз, взад-вперед можно ощутить люфт. Болты крепления тяг подтягиваем. Если люфт не ушел, то, скорее всего проблемы с регулировкой рейки (нужно подтянуть гайку упора), разбита опорная втулка рейки или игольчатый подшипник вала.

3. Ослабло крепление рулевого вала к валу рейки.

Необходимо подтянуть болт крепления клемного соединения фланца эластичной муфты рулевой колонки к хвостовику рулевой рейки (под педалями в салоне автомобиля).

4. Изношена опорная втулка рейки рулевого механизма.

Для ее замены придется снимать и разбирать рулевой механизм.

Установка опорной втулки рулевой рейки 2108

5. Изношены шлицы рейки и (или) зубцы вала рейки.

При небольшом износе, убрать стук можно немного подтянув гайку упора специальным ключом, при большом, поможет лишь разборка и замена деталей.

Место износа зубцов рейки и контактирующих с ними шлицов ее вала — источник стука

Подтягивания упора рейки специальным ключом (регулировка рейки) позволяет уменьшить зазор между шлицами и зубцами и соответственно стук рейки.

Подтягиваем гайку вала рейки 2108 спецключом

6. Вышел из строя игольчатый подшипник вала рейки.

Игольчатый подшипник можно заменить только сняв рулевой механизм и разобрав его.

Установка игольчатого подшипника рулевой рейки 2108

При обнаружении неисправностей рулевой рейки на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо провести ее ремонт и заменить вышедшие из строя детали. В продаже имеются ремкомплекты для ремонта рулевой рейки. При наличии большого числа неисправностей целесообразнее заменить рулевую рейку новой.

Примечания и дополнения

— Стук рулевой рейки можно спутать со стуком наконечников рулевых тяг, шаровых опор подвески, изношенных подшипников ступиц передних колес, стоек стабилизатора, опор передних стоек автомобиля. Поэтому, чтобы точно диагностировать неисправность перед проведением ремонтных работ следует в первую очередь проверить рулевую рейку и заодно наконечники, шаровые, подшипники, стойки стабилизатора.

Источник

Появился стук в рулевой рейке, причины и способы их устранения

Сегодня мы поговорим про ситуацию, когда появился стук в рулевой рейке, причины данного явления и способы их устранения.

Рулевое управление автомобиля – чрезвычайно важный узел, поскольку при его неисправностях наступает катастрофическая угроза жизни, причем не только водителя со всеми пассажирами, но и окружающим участникам движения, включая пешеходов. В общем есть, чего бояться.

Читайте также:  Как влияют неисправные свечи зажигания на работу двигателя

Если в рулевой рейке вы начали слышать инородный стук, то пришла пора заняться системой управления по-серьезному.

Реечный рулевой механизм

Реечный рулевой механизм установлен в большинстве типов легковых автомобилей.

Он проще устроен и содержит мало движущихся деталей, а значит более надежен.

Основными элементами реечного рулевого механизма являются шестерня и зубчатая рейка.

В идеальных условиях весь механизм сможет прослужить до 100 тыс. км пробега машины.

Также наличие реечного рулевого механизма в значительной мере снижает стоимость автомобиля, что тоже не мало важно.

Но ничего идеального нет и с рулевыми рейками случаются проблемы, требующие как профессионального, так и не профессионального подхода.

Причины стука

Стук в рулевой рейке – откуда он происходит? Давайте искать первопричину.

Да, рулевая рейка – система более простая, нежели устаревшая червячная разновидность.

Как уже отмечалось выше, она даже на российских машинах «ходит» 80-100 тыс. км, не доставляя автомобилистам проблем.

Но преждевременный стук, увы, иногда возникает.

Причины бывают такими:

  1. На ВАЗ-21099, к примеру, часто стук в рулевой рейке спровоцирован недостаточно хорошо закрученными крепежными болтами. Нет, затянуты они были добросовестно, это наши удивительные дороги, создавая вибрации, со временем раскрутили их. Стук здесь устранить несложно – надо просто затянуть все крепежи.
  2. На машине ВАЗ-2110 и всем авто в семействе десятого ряда нередко изнашивается опорная втулка на одной из сторон рейки. Поскольку изготавливают опорные втулки здесь из пластмассы, быстрый износ их не становится чудом при поездках по нашим идеальным, так сказать, автодорогам. Неровности способствуют возникновению свободного хода этого элемента, отчего износ происходит ускоренными темпами.
  3. Куда серьезнее ситуация, когда разрываются чехлы, защищающие рулевую рейку. Тогда пыли и грязи открыт доступ на ее зубчатые поверхности, что уже без лишнего драматизма похоже на катастрофу. Долго рейка без защиты не проработает, поэтому и появляется злополучный стук.
  4. Коррозия детали – вообще фатальная проблема, потому что рулевую рейку придется однозначно менять. Это дорого, но не дороже финансов и, главное, жизни со здоровьем.
  5. Редко, но имеет место заводской брак. Тут рейка чаще всего стучит уже на новом автомобиле. Благо, если транспорт числится на гарантии – тогда замены некачественного узла можно добиться за счет «заведения» изготовившего машину. Повреждение на заводе, плохое качество изготовления – наиболее частые случаи производственного брака.
  6. Материал рейки. Как правило, он мягкий и рассчитан для езды по качественным дорогам. При езде же по нашим ямам и в следствии постоянной вибрации постепенно слой за слоем, микрон за микроном происходит снятие металла с поверхности рейки, а это приводит к преждевременному износу опорной втулки. В данному случае проблему можно решить двумя способами. Или купить новую рейку или заказать изготовление аналогичной из более прочного металла. Обычно люди, которые этим занимаются порекомендуют вам нужный материал.

Всем без исключений автомобилистам хотелось бы осведомиться, как сохранить и продлить жизнь рулевой рейке, ведь это не просто дорогой, но и жизненно важный узел, неисправность которого часто оборачивается трагедией.

Также читайте почему появляется стук при повороте руля.

Как продлить жизнь рулевой рейке

Дадим лишь три совета:

  1. Относитесь к машине максимально бережно, почаще подвергайте осмотрам важные узлы, посещайте диагностические центры.
  2. Обнаружив малейший стук в рейке, немедленно отправляйтесь в автосервис, лучше на эвакуаторе.
  3. Воспримите аккуратный стиль езды как должное: не подвергайте рулевое управление высоким нагрузкам, не работайте рулем резко безо всяких причин.

Не перегружайте машину грузами и пассажирами. Избегайте динамичной езды по разбитым дорогам.

Итак, с распространенными причинами стука в рулевой рейке мы разобрались, профилактические меры обозначили.

Источник

Adblock
detector