Блок управления зажиганием буз 07 инструкция
Особенности конструкции и эксплуатации
“БУЗ-07” — это блок управления электронной системой зажигания, предназначенный для работы в автомобилях с контактной системой зажигания.
Этот блок может быть установлен на отечественные автомобили: “ВАЗ” (катушка зажигания типа Б117А), “Москвич”, “ИЖ” (катушка зажигания Б115) и другие, имеющие аналогичную систему зажигания.
Блок управления зажиганием обеспечивает:
• автоматическую коррекцию угла опережения зажигания (УОЗ), что позволяет уменьшить расход топлива;
• ручную отстройку от детонации во время движения автомобиля;
• запуск двигателя при пониженном напряжении аккумуляторной батареи;
• облегченный запуск двигателя в холодное время года;
• быстрый переход на работу со штатной системой зажигания во время движения автомобиля с помощью тумблера, расположенного на блоке управления зажиганием. “БУЗ-07” состоит из блока управления, регулятора коррекции угла опережения зажигания и соединительного кабеля.
Электрическая принципиальная схема “БУЗ-07” показана на рис.1.
В состав схемы блока управления зажиганием входят: автоматический корректор УОЗ, который реализован на микросхемах DD1-DD3 типа К561ЛА7, и транзисторный коммутатор тока катушки зажигания, выполненный на мощном транзисторе VT5 типа КТ812Б.
Конструктивно блок собран на печатной плате (А1), установленной в металлическом корпусе.
На корпусе блока расположен соединитель ХР1, который служит для подключения соединительного кабеля, и тумблер SB1, предназначенный для переключения работы блока управления или перехода на штатную систему зажигания автомобиля.
Общий вид “БУЗ-07” показан на рис. 2.
Блок управления зажиганием работает следующим образом.
Импульсы с прерывателя автомобиля, защищенные от дребезга контактов, поступают на управляемые по частоте узлы задержки импульса момента искрообразования, реализованные на микросхеме DD2.
Один из узлов задержки (DD2.1, DD2.2) с помощью выносного переменного резистора R14 изменяет УОЗ, тем самым регулируя подавление детонации двигателя.
Второй узел задержки на элементах DD2.3 и DD2.4 определяет длительность выходных импульсов блока. Сформированные импульсы с узлов задержки поступают на транзисторный коммутатор на элементах VT2-VT5. Диод VD10 обеспечивает защиту выходного транзистора VT5 от пробоя. Транзистор VT5 установлен на радиатор, которым служит нижнее основание корпуса устройства.
На рис. 3 показана схема подключения блока управления зажиганием к автомобилю.
Многолетняя эксплуатация “БУЗ-07” и ремонт многочисленных экземпляров выявили их отдельные характерные неисправности.
Ниже приводятся некоторые из них.
После нескольких переключений тумблером SB1 не запускается двигатель
Частой причиной неисправности может быть сам тумблер, при проверке следует заменить его.
Нет запуска двигателя как в штатном режиме, так и в режиме работы с блоком управления
Проверить целостность и качество присоединения кабеля к блоку и автомобилю, трамблер, катушку зажигания с проверкой подачи напряжения питания с замка зажигания.
Перебои в работе двигателя в некоторых режимах
Проверить состояние контактов прерывателя, свечей.
Отказы, связанные с неисправностью “БУЗ-О7”
Не запускается двигатель в штатном режиме и при работе с “БУЗ-07”
• Отключить от катушки зажигания желтый провод 1 (см. рис. 3), с помощью омметра необходимо проверить его. Если окажется, что он замкнут на корпус (минус) автомобиля, следует проверить и сам блок.
На рис. 3 видно, что желтый провод проходит рядом с крепежом корпуса блока. После устранения замыкания следует проверить транзистор VT5 и диод VD10.
• Проверить качество изолирующей прокладки транзистора VT5.
Отсутствует регулировка коррекции УОЗ
Проверить подключение корректора к блоку, исправность переменного резистора корректора, элементов R13, R14, микросхему DD2.
Из личного опыта
За большой срок эксплуатации “БУЗ-07” на личных автомобилях отказов по вине блока почти не было. Качество работы и ее продолжительность зависят от многих факторов. Так например, первый раз блок был установлен на автомобиль “АЗЛК-2140” и после нескольких десятков километров он отказал. После ремонта (отказ транзистора VT5) изменил место расположения блока, установив его непосредственно на корпус автомобиля. В результате отказов блока больше не было.
В настоящее время “БУЗ-07” эксплуатируется на автомобиле “ВАЗ-2106”, блок установлен слева, рядом с ручкой открывания капота автомобиля.
Блок управления зажиганием буз 07 инструкция
Особенности конструкции и эксплуатации
“БУЗ-07” — это блок управления электронной системой зажигания, предназначенный для работы в автомобилях с контактной системой зажигания.
Этот блок может быть установлен на отечественные автомобили: “ВАЗ” (катушка зажигания типа Б117А), “Москвич”, “ИЖ” (катушка зажигания Б115) и другие, имеющие аналогичную систему зажигания.
Блок управления зажиганием обеспечивает:
• автоматическую коррекцию угла опережения зажигания (УОЗ), что позволяет уменьшить расход топлива;
• ручную отстройку от детонации во время движения автомобиля;
• запуск двигателя при пониженном напряжении аккумуляторной батареи;
• облегченный запуск двигателя в холодное время года;
• быстрый переход на работу со штатной системой зажигания во время движения автомобиля с помощью тумблера, расположенного на блоке управления зажиганием. “БУЗ-07” состоит из блока управления, регулятора коррекции угла опережения зажигания и соединительного кабеля.
Электрическая принципиальная схема “БУЗ-07” показана на рис.1.
В состав схемы блока управления зажиганием входят: автоматический корректор УОЗ, который реализован на микросхемах DD1-DD3 типа К561ЛА7, и транзисторный коммутатор тока катушки зажигания, выполненный на мощном транзисторе VT5 типа КТ812Б.
Конструктивно блок собран на печатной плате (А1), установленной в металлическом корпусе.
На корпусе блока расположен соединитель ХР1, который служит для подключения соединительного кабеля, и тумблер SB1, предназначенный для переключения работы блока управления или перехода на штатную систему зажигания автомобиля.
Общий вид “БУЗ-07” показан на рис. 2.
Блок управления зажиганием работает следующим образом.
Импульсы с прерывателя автомобиля, защищенные от дребезга контактов, поступают на управляемые по частоте узлы задержки импульса момента искрообразования, реализованные на микросхеме DD2.
Один из узлов задержки (DD2.1, DD2.2) с помощью выносного переменного резистора R14 изменяет УОЗ, тем самым регулируя подавление детонации двигателя.
Второй узел задержки на элементах DD2.3 и DD2.4 определяет длительность выходных импульсов блока. Сформированные импульсы с узлов задержки поступают на транзисторный коммутатор на элементах VT2-VT5. Диод VD10 обеспечивает защиту выходного транзистора VT5 от пробоя. Транзистор VT5 установлен на радиатор, которым служит нижнее основание корпуса устройства.
На рис. 3 показана схема подключения блока управления зажиганием к автомобилю.
Многолетняя эксплуатация “БУЗ-07” и ремонт многочисленных экземпляров выявили их отдельные характерные неисправности.
Ниже приводятся некоторые из них.
После нескольких переключений тумблером SB1 не запускается двигатель
Частой причиной неисправности может быть сам тумблер, при проверке следует заменить его.
Нет запуска двигателя как в штатном режиме, так и в режиме работы с блоком управления
Проверить целостность и качество присоединения кабеля к блоку и автомобилю, трамблер, катушку зажигания с проверкой подачи напряжения питания с замка зажигания.
Перебои в работе двигателя в некоторых режимах
Проверить состояние контактов прерывателя, свечей.
Отказы, связанные с неисправностью “БУЗ-О7”
Не запускается двигатель в штатном режиме и при работе с “БУЗ-07”
• Отключить от катушки зажигания желтый провод 1 (см. рис. 3), с помощью омметра необходимо проверить его. Если окажется, что он замкнут на корпус (минус) автомобиля, следует проверить и сам блок.
На рис. 3 видно, что желтый провод проходит рядом с крепежом корпуса блока. После устранения замыкания следует проверить транзистор VT5 и диод VD10.
• Проверить качество изолирующей прокладки транзистора VT5.
Отсутствует регулировка коррекции УОЗ
Проверить подключение корректора к блоку, исправность переменного резистора корректора, элементов R13, R14, микросхему DD2.
Из личного опыта
За большой срок эксплуатации “БУЗ-07” на личных автомобилях отказов по вине блока почти не было. Качество работы и ее продолжительность зависят от многих факторов. Так например, первый раз блок был установлен на автомобиль “АЗЛК-2140” и после нескольких десятков километров он отказал. После ремонта (отказ транзистора VT5) изменил место расположения блока, установив его непосредственно на корпус автомобиля. В результате отказов блока больше не было.
В настоящее время “БУЗ-07” эксплуатируется на автомобиле “ВАЗ-2106”, блок установлен слева, рядом с ручкой открывания капота автомобиля.
Блок управления зажиганием буз 07 инструкция
10. Руководство по эксплуатации, шт.
11. Коробка упаковочная, шт.
4. УСТРОЙСТВО ПРИБОРА
4.1. Прибор состоит из блока управления, корректора и кабеля соединительного.
4.2. Блок управления содержит узел автоматической коррекции УОЗ, выполненный на микросхемах и транзисторный коммутатор тока катушки зажигания. Электрическая схема собрана на печатной плате, установленной в корпусе. На корпусе расположен разъем для подключения кабеля соединительного и тумблер для выключения прибора т: е. перехода на штатную систему зажигания автомобиля.
4.3. Корректор представляет собой переменный резистор, размещенный в отдельном корпусе, который закрепляется под приборной панелью автомобиля.
4.4. Прибор, подсоединенный к системе зажигания автомобиля, работает следующим образом.
Синхроимпульсы с прерывателя через формирователь с защитной от дребезга контактов поступают на два управляемых по частоте узла задержки.
Первый узел задержки работает в зоне пусковых оборотов двигателя, он осуществляет задержку фронта импульсов (момент искрообраэования), уменьшая тем самым УОЗ, что облегчает пуск двигателя.
Второй узел задержки работает в зоне оборотов, склонной к детонации двигателя, он уменьшает УОЗ, подавляя тем самым детонацию, причем величина УОЗ может регулироваться с помощью выносного переменного резистора (корректора).
На корректоре градуировка не предусмотрена — она может отвлекать водителя во время движения автомобиля. Положение ручки корректора можно определять по выступу на ней, на ощупь.
Импульсы с выходов узлов задержки поступают на транзисторный коммутатор с защитой катушки зажигания от перегрева и зашитой выходного транзистора от пробоя.
5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В системе зажигания при работе формируется высокое напряжение!
Подсоединение (и отсоединение) прибора БУЗ-07 к системе зажигания автомобиля производить только при выключенном зажигании или отключенном аккумуляторе.
Необходимо обеспечить надежное соединение корпусного провода (черного) с „массой» автомобиля.
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Проведите профилактические мероприятия по зачистке и регулировке контактов прерывателя и электродов свечей зажигания согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.
При подготовке к работе соблюдайте следующие рекомендации:
проверьте поверхности контактов прерыватели, они должны быть ровными, чистыми и прилегать всей поверхностью;
не допускайте замасливание контактов, возникающее обычно из-за чрезмерной смазки подшипников или кулачка прерывателя;
зачистку контактов нужно производить надфилем, а не наждачной бумагой, оставляющей на поверхности контактов нежелательные вкрапления;
особое внимание следует уделить регулировке величины зазора между контактами прерывателя. От величины его зависит угол замкнутого состояния контактов, который должен быть в интервале 42. 58°, Для автомобилей „Волга», „Москвич», «Запорожец» зазор нужно устанавливать по меньшему значению (в интервале 0,3. 0,4 мм).
ПРИМЕЧАНИЕ: Перед установкой прибора БУЗ-07 на автомобиле марки ВАЗ, проверьте правильность соединения первичной обмотки катушки зажигания: провод, идущий от прерывателя должен быть соединен с клеммой „1″, а не с клеммой „+ Б».
6.2 Установите корректор под приборной панелью автомобиля, закрепив его с помощью самонарезающих винтов.
ПРИМЕЧАНИЕ. Допускается вмонтировать переменный резистор корректора непосредственно в приборную панель автомобиля. В этом случае соответствующие провода кабеля соединительного должны быть присоединены непосредственно к выводам резистора.
6.3. Выберите в салоне место для установки блока управления. При этом нужно учитывать длину проводов кабеля и расстояния до мест их подключения. Кроме того блок должен быть доступен для переключения его тумблера (при необходимости) во время движения автомобиля.
ПРИМЕЧАНИЕ. Не допускается крепление блока в местах, где возможен его перегрев и прямое попадание на него струй воды.
6.4. Закрепите блок управления (на металлической или пластиковой поверхности) с помощью самонарезающих винтов, проделав предварительно в месте установки два отверстия диаметром 3 мм.
ПРИМЕЧАНИЕ Допускаются и другие способы крепления блока.
6.5. Проложите кабель соединительный из салона в моторный отсек, предварительно просверлив в передней стенке салона отверстие диаметром 10 мм. Продев провода кабеля через отверстие и предохранительную втулку, установите последнюю в упомянутое отверстие,
ПРИМЕЧАНИЕ. Допускается использовать штатные проходные отверстия с втулками, находящиеся в стенке салона.
При прокладке кабеля учтите, что нельзя допускать натяжения проводов или их чрезмерного провисания. Во избежании перетирания изоляции кабеля в местах его крепления рекомендуется ставить прокладки из мягкого материала.
6.6. Подключите прибор к системе зажигания автомобиля с помощью кабеля соединительного, как показано на приведенной схеме (в кабеле для различия проводов могут быть использованы либо цифровая маркировка, либо цветные провода). При этом провод, идущий от прерывателя (показан пунктиром) нужно отсоединить от катушки зажигания и соединить с проводом 4 (белый) кабеля при помощи винта с шайбами и гайкой, изолировать место соединения.
При наличии в автомобиле электротахометра, провод от него должен остаться соединенным с клеммой катушки зажигания.
На приведенной схеме для случая применения катушки зажигания типа Б115 маркировка клеммы указана в скобках: „ВК-Б» или „Б»,
Клеммы корректора не имеют различия, поэтому их можно соединять с проводами кабеля произвольным образом.
Корпусной провод 2 (черный) можно подключить к одному из крепежных элементов автомобиля, обеспечивающему надежное соединение провода с корпусом.
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Провод цепи питания 1 (красный) допускается соединить непосредственно к соответствующему контакту замка зажигания,
2. Допускается при необходимости удлинять кабель наращивания его проводами сечением не меньшим, чем у соответствующих проводов кабеля.
6.7. Выключите тумблер на блоке управления. Поставьте ручку корректора в крайнее положение против часовой стрелки.
6.8. Запустите двигатель и проверьте его работу в „штатном» режиме.
6.9. При номинальных оборотах холостого хода переключите тумблер блока в положение „Вкл». Включение прибора не должно вызвать изменения в оборотах двигателя.
С помощью рукоятки прикрытия воздушной заслонки карбюратора („подсос») увеличьте обороты до 1500. 2500 об/мин. Поверните ручку корректора по часовой стрелке, при этом должны уменьшиться обороты двигателя.
6.10. При езде со средней скоростью на прямой передаче (особенно при резком открывании заслонки) в двигателе могут прослушиваться „стуки», вызванные детонацией. В этом случае, не изменяя скорости автомобиля, нужно, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке, добиться уменьшения детонации до величины, когда „стуки» детонации едва прослушиваются,
ПРИМЕЧАНИЕ. Следует помнить, что чрезмерное подавление детонации ухудшает мощностные и экономические показатели двигателя, приводит к его перегреву.
6.11. Необходимость в подрегулировании корректором может возникнуть при заправке бензином с различным октановым числом, при изменении режима работы двигателя, изменении окружающей температуры и пр.
Рекомендуется, при установившихся режимах работы двигателя, проверять коррекцию, пробуя сдвигать ручку корректора против часовой стрелки.
6.12. При использовании „штатного» бензина можно для большинства двига-телей получить дополнительную экономию топлива.
Для этого нужно на прогретом двигателе в режиме холостого хода с помощью октан-корректора (или поворота корпуса прерывателя-распределителя) установить начальный УОЗ 10. 14 град. Если при этом возрастают обороты двигателя, то нужно произвести регулировку системы холостого хода карбюратора согласно инструкции по эксплуатации автомобиля, восстановив прежнее число оборотов двигателя путем уменьшения подачи топлива.
6.13. При возникновении неисправности в приборе БУЗ-07 (признаком этого может быть, например, возникновение перебоев в работе двигателя) нужно выключить тумблер на блоке управления, перейдя тем самым на штатную систему зажигания.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если после перехода на штатную систему зажигания окажется затрудненным пуск двигателя или усилятся „стуки» детонации, рекомендуется вернуться к первоначальному положению произведенных по п. 6.12 регулировок.
6.14. Для облегчения пуска двигателя в зимнее время при низких температурах рекомендуется уменьшить начальный угол опережения зажигания. Кроме того, может оказаться полезным выключение на несколько минут тумблере на блоке управления (при этом происходит самоочищение контактов прерывателя).
ВНИМАНИЕ. Если при подключении прибора БУЗ-07 к системе зажигания двигателя будут перегреваться провода кабеля соединительного то нужно немедленно выключить напряжение питания и проверить правильность соединения кабеля (см. схему подсоединения) и катушки зажигания (см. Примечание п. 6.1.).
7. ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Наименование неисправности, внешнее проявление и дополн. признаки
Не запускается двигатель при проверке по д.п. 6.7; 6.8 (блок выключен)
Неправильные соединения кабеля. Обрыв или нарушен. контакт в цепи прерывателя (провод желтый, белый).
Проверить правильность соединения кабеля. Прозвонить цепь прерывателя.
Глохнет двигатель при проверке по п. 6.9 (блок включен)
Неправильное соединение кабеля. Нарушена цепь питания прерывателя „корпусного» провода (провод красный, черный).
Проверить правильность и надежность соединения кабеля, прозвонить цепи кабеля.
Не происходит заметного изменения оборотов двигателя при проверке по п. 6.9.
Величина зазора контактов прерывателя не соответствует рекомендованному значению. Велик начальный угол опережения зажигания. Нарушена цепь корректора.
Произвести регулировку контактов прерывателя и начального угла опережения зажигания. Прозвонить цепь корректора.
Перебои в работе двигателя на некоторых режимах.
Контакты прерывателя замаслены, окислены загрязнены. Загрязнены свечи.
Зачистить и тщательно протереть контакты чистой тряпочкой, желательно смоченной в спирте
8. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Гарантийный срок эксплуатации изделия БУЗ-07 18 месяцев со дня покупки его в магазине.
Завод-изготовитель обязуется в этот период безвозмездно отремонтировать или заменить неисправное изделие, присланное в его адрес (наложенным платежом) вместе с руководством по эксплуатации при соблюдении потребителем правил, указанных в настоящем руководстве и при наличии в гарантийном талоне даты продажи, подписи продавца и штампа магазина,
Гарантия не распространяются на изделия, имеющие следы механических повреждений или нарушенную пломбу.
Гарантийный срок хранения изделия — 2 года со дня выпуска,
Завод-изготовитель просит Вас направлять в его адрес замечания по эксплуатации изделия, а также свои пожелания по улучшению потребительских качеств изделия.
Адрес: 248009, г. Калуга, Приборостроительный завод „Тайфун» им. Г. А. Титова.
Телефоны для справок: 2-33-74 — по вопросам ремонта, 6-58-05 — по вопросам технической консультации.
При отправке прибора в ремонт укажите марку вашего автомобиля, время нормальной эксплуатации прибора, внешние проявления и характер возникшей неисправности.