Блок электронного зажигания как установить

Установка бесконтактной системы зажигания

Установка бесконтактной системы зажигания своими руками – это хорошее дополнение для современного двигателя. Такая система зажигания отличается стабильностью, надежностью работы, а так же лучшими характеристиками. О том, как установить своими руками бесконтактную системы зажигания – в статье инструкция с фото. Установка бесконтактной системы зажигания своими руками – это хорошее дополнение для современного двигателя. Такая система зажигания отличается стабильностью, надежностью работы, а так же лучшими характеристиками. О том, как установить своими руками бесконтактную системы зажигания – в статье инструкция с фото.

В БСЗ вместо прерывателя (контактного) для размыкания электрической цепи используется электронный коммутатор, который выполняет функции замыкания и размыкания цепи. Применение такой системы позволяет должным образом увеличить напряжение электродов свечей, тем самым повысив энергию искры. Кроме этого улучшается запуск системы ДВС.

Принцип работы системы бесконтактной системы зажигания

БСЗ представляет собой конструктивно достаточно сложное устройство, состоящее из следующих деталей:

    источник питания, которым является аккумуляторная батарея (АКБ);

свечи зажигания и высоковольтные провода;

блок управления СЗ;

  • распределитель зажигания (бесконтактный трамблер);
  • Теперь следует рассмотреть принцип работы такой системы. Во время того, когда водитель вставляет ключ в замок зажигания и производит запуск системы на монтажный блок подается напряжение, здесь оно начинает распределяться между электрическими устройствами. Коленвал начинает движение и в результате этого контролер сигналов посылает импульсы на коммутатор. Работа коммутатора заключается в остановке подачи напряжения на обмотку катушки зажигания. Благодаря этому образуется ток с более высоким напряжением на вторичной обмотке катушки зажигания.

    Высокое напряжение тока образует сильную искру в свечах зажигания, которая затем производит воспламенение топлива. В соответствии с положением коленвала, электрический ток подается на свечи в определенном порядке. Такой процесс выполняется под контролем регуляторов (вакуумный и центробежный регуляторы напряжения находятся в трамблере), которые определяют частоту и степень нагрузки на ДВС. Важным моментом работы БСЗ является ее правильная регулировка. В результате правильной регулировки, ток образующийся на свечах зажигания будет высокой мощности, что должным образом отразиться на процессе возгорания и сгорания топлива.

    Достоинства и недостатки использования БСЗ

    В данный момент такая система достаточно популярна. Связано это с тем, что такая схема имеет высокую надежность и выдает мощную искру на свечу зажигания. Также из плюсов стоит отметить следующее:

      из-за отсутствия контактов исключается возможность их пригорания, в результате чего проблемы падения мощности искры не возникают;

    увеличивается ресурс эксплуатации;

  • увеличение напряжения, подаваемого на электрод свечи. Такой фактор положительно сказывается на возгорании и сжигании бензина.
  • Из минусов стоит отметить только один – частая замена регулятора холостого хода (РХХ), который не ремонтируется, а лишь подлежит замене.

    Необходимый инструмент

    Для выполнения работ из инструмента потребуется следующее:

      ключи на 8, 10 и 13;

  • дрель со сверлом нужного диаметра под саморезы.
  • Работы по установке БСЗ

    Подготовив весь необходимый инструмент можно приступать к выполнению работ, которые выглядят следующим образом:

      Первым делом снимается крышка трамблера.Делается это для того, чтобы получить доступ к бегунку.

    После этого следует установить бегунок трамблера в положение напротив метки клапанной крышки.

    В нижней части корпуса трамблера (там, где он соприкасается с ДВС) нанесено пять меток регулировки угла опережения зажигания. На месте соприкосновения следует сделать отметку на силовом агрегате напротив средней отметки на трамблере. Это необходимо сделать, чтобы потом правильно установить новый распределитель зажигания.

    При помощи ключа на 13 откручивается гайка со шпилькой крепления трамблера и он снимается.

    Следующим шагом будет установка нового распределителя зажигания. Для этого с него снимается крышка, он устанавливается на место старого и выставляется согласно описанным выше отметкам. Теперь можно надеть на него крышку с высоковольтными проводами.

    Далее следует выполнить замену катушки зажигания, для этого при помощи ключа на 8 откручиваются две гайки подключения проводов к катушке, а ключом на 10 выполняется откручивание ее крепление к кузову автомобиля.

    После того, как катушка закреплена к кузову, следует подключить ее к распределителю зажигания. Стоит также отметить, что во время выполнения этих работ следует быть внимательным и произвести правильное подключение. Провод, выходящий из коммутатора необходимо подключать к контакту «К», а провод, выходящий из блока предохранителей, подключается к контакту «Б».

    Теперь необходимо подключить высоковольтный провод, соединяющий катушку и трамблер.

    Следующим шагом будет установка коммутатора. Подходящее место для его установки находится между левой фарой и бачком омывателя. Там расположена ровная площадка, на которую его и устанавливают. Необходимо приложить его радиатором к кузову и отметить места крепления.

    Читайте также:  Как удлинить шток гидрокорректора фар

    С помощью дрели просверливаются отверстия и саморезами крепится коммутатор к кузову.При этом необходимо под один из саморезов прикрутить черный провод (нулевой), выходящий из колодки подключения.

    Перед тем как вкручивать свечи, необходимо правильно выставить зазор на электродах свечей – он должен колебаться в пределах 0.8-0.9мм.

    Выполнив все вышеперечисленные действия, следует еще раз внимательно произвести осмотр всех подключений (дабы ничего не забыть). Теперь можно приступать к регулировке зажигания.

  • После выполненных работ по установке, следует провести правильную регулировку СЗ.
  • Регулировка БСЗ на ВАЗ

    Процесс регулировки осуществляется на прогретом ДВС. Существует два вида регулировки системы зажигания: с помощью специального стробоскопа и на слух.

    Стробоскоп – это специальное приспособление с лампой, которая моргает в то время, когда получает сигналы от РХХ. Для выполнения регулировки необходимо подключить питание прибора к аккумуляторной батареи, а второй провод подключается к кабелю первой свечи. Затем следует слегка ослабить гайку крепления трамблера, а моргающую лампу следует поднести к шкиву. Далее следует корпус распределителя осторожно проворачивать до того момента, когда метка на шкиве не установится напротив короткой отметки. Выполнив это гайку-крепление можно затягивать.

    Касаемо метода регулировки на слух, тут нужно проделать несколько последовательных действий. Производится запуск двигателя, затем ослабляется затяжка гайки крепления трамблера. Трамблер проворачивается (в пределах 15 градусов) до тех пор, пока работа ДВС не будет оптимальной и стабильной. Когда будет обнаружен такой момент, гайка обратно затягивается.

    Также есть еще один метод регулировки без надобности прибора. Во время движения необходимо развить скорость 40 км/ч и когда двигатель прогреется до температуры 80-90 градусов, следует включить 4-ю передачу и выжать педаль газа. В случае если БСЗ выставлена правильно, тогда произойдет кратковременная детонация, и затем ДВС начнет набирать обороты. Если в этот момент слышен явный звук детонации – тогда потребуется провернуть трамблер по часовой стрелке, ориентировочно на один градус. Такую операцию следует выполнять до тех, пока не прекратится стук. Когда выявлен провал в оборотах, тогда необходимо провернуть распределитель против часовой стрелки.

    Видео — установка бесконтактной системы зажигания

    Источник

    Как установить систему бесконтактного зажигания на автомобиле ВАЗ 2106 своими руками?

    Несмотря на то что «классика» ВАЗ 2106 давно снята с производства, на российских просторах эксплуатируется немалое количество этих машин. Поскольку их конструкция устарела, то желание владельцев шестой модели Жигулей усовершенствовать её любыми способами вполне понятно. Один из эффективных вариантов — поставить вместо штатной системы зажигания бесконтактную (сокращённо — БСЗ), где искрообразованием ведает электроника. Процедура замены довольно проста и доступна каждому, кто пожелает улучшить работу двигателя своей «шестёрки».

    Что собой представляет БСЗ и как она работает?

    Чтобы успешно установить и настроить бесконтактное зажигание, желательно понять принцип действия системы, состоящей из следующих элементов:

    1. Главный распределитель зажигания (иначе — трамблёр). Внутри него установлен фотоэлектрический датчик Холла, вакуумный привод корректировки угла опережения и так называемый бегунок с подвижным контактом.
    2. Катушка, создающая импульс высокого напряжения. Имеет 2 обмотки: первичную, состоящую из малого числа витков толстого провода, и вторичную, намотанную тонкой проволокой с большим количеством витков.
    3. Электронный блок — коммутатор, оборудованный алюминиевым радиатором охлаждения. Последний играет роль крепёжного элемента.
    4. Свечи зажигания, соединённые высоковольтными проводами с трамблёром.
    5. Провода для соединения элементов между собой.

    Так выглядит система зажигания классики Жигулей

    Для справки. В штатных устаревших системах ВАЗ 2106 внутри распределителя вместо датчика Холла стояла контактная группа, а коммутатора не было вовсе.

    Схема работы БСЗ

    Первый контакт катушки соединяется через реле замка зажигания с генератором, а второй — с блоком управления. Также от неё к трамблёру идёт высоковольтный провод большого сечения. Из распределителя выходит 2 пучка проводов, соединяющих его с коммутатором и свечами зажигания. Система функционирует по такому алгоритму:

    1. После включения зажигания поворотом ключа в замке на первичную обмотку катушки подаётся напряжение 12 В, отчего возникает электромагнитное поле.
    2. Когда происходит вращение коленчатого вала и один из поршней выходит в верхнюю мёртвую точку (ВМТ), фотоэлектрический датчик посылает сигнал коммутатору, а тот кратковременно разрывает связь катушки с источником напряжения — генератором либо аккумуляторной батареей.
    3. Во время разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс напряжением от 20 до 24 кВ, передаваемый по проводу большого сечения на бегунок трамблёра.
    4. Подвижный контакт бегунка направляет импульс к той свече зажигания, где поршень вышел в ВМТ. Между её контактами проскакивает мощная искра, воспламеняющая смесь топлива с воздухом в камере сгорания.
    5. Вал распределителя приводится в действие шестерёнчатой передачей, связанной с коленчатым валом. Когда очередной поршень движется к ВМТ, вал поворачивается и подвижный контакт соединяется с другой свечой, а датчик Холла посылает следующий сигнал и цикл искрообразования повторяется.

    Справка. В старых системах разрыв цепи производился механическим способом с помощью кулачка на валу трамблёра, нажимающего на контактную группу.

    Преимущества бесконтактных систем

    Для несведущего автолюбителя главным аргументом в пользу БСЗ является тот факт, что на данный момент ни один производитель не выпускает автомобилей с контактно-кулачковой системой искрообразования. Зарубежные бренды отказались от неё в далёких 80-х годах прошлого столетия, а в Российской Федерации механическое зажигание продержалось вплоть до 90-х. Причины отказа вполне понятны:

    • на контактах постоянно проскакивала искра, отчего они подгорали и требовали частой зачистки;
    • контактная группа изнашивалась достаточно быстро, в среднем её хватало на 15—20 тыс. км пробега, после чего элемент приходилось менять;
    • давал о себе знать износ подшипника, на котором размещались контакты, что вызывало нестабильную работу силового агрегата;
    • растягивались пружины грузиков — балансиров.
    Читайте также:  Что такое ксенон для фар автомобиля

    Бесконтактное зажигание дает мощную искру, отчего топливо сгорает лучше

    Все перечисленные неисправности проявлялись поочерёдно, не давая покоя хозяину «классики» Жигулей. Из-за несовершенной конструкции мощность искры на свечах постоянно снижалась, работа двигателя ухудшалась, а расход топлива увеличивался. Новые системы БСЗ лишены подобных недостатков, они отличаются долговечностью и стабильным искрообразованием. Повысилась и мощность искры, поскольку напряжение выходного импульса возросло от 16—18 кВ до 24 кВ, что способствует лучшему воспламенению топлива.

    Примечание. В первое время слабым местом отечественных бесконтактных систем считался коммутатор, быстро выходящий из строя и не подлежащий ремонту. Но позже он был усовершенствован и надёжность работы БСЗ повысилась.

    Выбор комплекта электронного зажигания

    Поскольку «шестёрки» комплектовались тремя разновидностями двигателей (объёмом 1,3, 1,5 и 1,6 л.), то и комплекты БСЗ для них отличаются по конструкции трамблёра. В моторе 1,3 л. (модель ВАЗ 21063) стоит распределитель с укороченным валом, а в двигателях 1,5 и 1,6 л. (ВАЗ 21061 и 2106 соответственно) этот вал одинаково длинный. Состав комплекта электронного зажигания такой:

    • трамблёр с каталожным номером 38.3706–01 для силового агрегата объёмом 1,3 л. либо 38.37061 — для двигателей 1,5 и 1,6 л.;
    • катушка высокого напряжения с маркировкой 27.3705;
    • электронный блок управления, маркировка — 36.3734 или 3620.3734;
    • провода соединительные.

    Внимание! Покупая бесконтактный комплект на «классику» Жигулей, не перепутайте его с изделиями, предназначенными для Нивы ВАЗ 2121, трамблёры внешне очень похожи. Но «нивовская» деталь отличается по техническим характеристикам и маркируется так: 3810.3706, 38.3706–10 или 038.3706–10. Ставить её на «шестёрку» категорически не рекомендуется.

    Набор для установки бесконтактного зажигания

    Из производителей, продающих свои комплекты зажигания на территории Российской Федерации, наибольшую популярность среди автомобилистов снискали запчасти от фирмы СОАТЭ из г. Старый Оскол. Стоит отметить, что новые свечи марки А-17ДВР, устанавливающиеся на классические ВАЗы с электроникой, в комплект поставки не входят, их придётся приобрести отдельно. Чтобы ощутить результаты замены в полной мере, также рекомендуется поставить новые высоковольтные провода, если вы не меняли их в недавнем прошлом.

    Несмотря на то, что масляный насос является одним из самых надёжных узлов в автомобилях ВАЗ 2106-2107, иногда и он выходит из строя. Для того чтобы произвести его замену, рекомендуется изучить данный материал: http://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/zamena-maslyanogo-nasosa-vaz-2107.html

    Подготовка к замене БСЗ

    Работа по снятию старого зажигания и монтажу нового не требует никаких специальных инструментов, приспособлений или приборов. Не нужна и смотровая канава, а всю операцию можно провести на улице при хорошем дневном освещении. Достаточно располагать таким инструментарием:

    • рожковый ключ размером 13 мм для откручивания гайки крепления распределителя;
    • с помощью ключей на 10 и 8 мм снимается катушка;
    • отвёртка плоская и крестообразная;
    • пассатижи;
    • дрель электрическая или ручная со сверлом под диаметры саморезов крепления коммутатора.

    Совет. Для удобства выполнения работ возьмите напрокат или у знакомых накидной ключ с длинной рукояткой, надевающийся на гайку храповика и применяющийся для вращения коленчатого вала вручную.

    Поворачивать коленвал таким ключом гораздо удобнее

    Для начала выполните несколько этапов предварительной разборки:

    1. Откройте капот и отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
    2. Снимите со свечей и крышки распределителя высоковольтные провода.
    3. Выкрутите свечи.
    4. Опустите отвёртку в свечное отверстие 1 цилиндра и поворачивайте коленвал до тех пор, пока поршень в нём не достигнет ВМТ. При этом метка на шкиве вала встанет напротив самой длинной риски, нанесённой на блоке цилиндров.

    Первым делом надо отключить аккумулятор

    Совет. Если ключа под гайку храповика у вас не нашлось, коленчатый вал можно поворачивать, вращая вывешенное заднее колесо автомобиля. Не забудьте зафиксировать машину противооткатными средствами, снять с ручного тормоза и включить 4 или 5 передачу.

    Когда 1-й поршень находится в ВМТ, метки на шкиве и блоке должны совпадать

    Сопоставив метки и приготовив новые детали, можно приступать к основному этапу работ.

    Порядок установки электронного зажигания

    Первым делом необходимо демонтировать старую систему, выполняя операции в такой последовательности:

    1. Отключите высоковольтный провод, идущий от катушки, снимите крышку трамблёра и запомните положение бегунка. Для удобства направление можно отметить мелом на клапанной крышке двигателя.
    2. Отсоедините от распределителя провода и вакуумную трубку, идущую от карбюратора. Открутите гайку крепления ключом на 13 мм и снимите элемент с блока цилиндров.
    3. Отверните гайки контактов высоковольтной катушки и снимите провода, запомнив, куда были подключены жилы от реле замка зажигания и тахометра.
    4. Демонтируйте катушку и уберите её в сторону.

    Совет. Между трамблёром и посадочным местом блока цилиндров стоит прокладка, не потеряйте её при снятии детали с авто.

    Схема подключения элементов электронного зажигания

    Читайте также:  Как проверить катушку зажигания мотоцикла на исправность

    Выполнив разборку, приступайте к монтажу БСЗ, соблюдая следующий порядок действий:

    1. Переставьте прокладку со старого распределителя на новый и снимите с него крышку. Повернув бегунок в нужном направлении, которое вы наметили мелом, вставьте вал трамблёра в гнездо и зафиксируйте его положение гайкой. Сильно её затягивать не стоит, поскольку ещё придётся регулировать зажигание и отпускать гайку снова.
    2. Вкрутите свечи зажигания, предварительно установив зазор между электродами 0,8—0,9 мм. Поставьте крышку распределителя на место и присоедините высоковольтные провода, соблюдая номера цилиндров (выбиты сверху на крышке).
    3. На место старой катушки закрепите новую. Если контакты на ней расположены наоборот, то сначала ослабьте крепёжный хомут, проверните корпус на 180° и установите деталь на авто.
    4. Прикрепите неподалёку от катушки коммутатор. Сняв бачок омывателя, предварительно просверлите в лонжероне кузова 2 отверстия и прикрутите блок саморезами. Обратите внимание: электронный элемент не должен стоять ниже бачка, чтоб его не залило водой в случае протечки.
    5. Возьмите соединительные провода и подключите электронный блок, трамблёр и катушку согласно схеме (прилагается к комплекту БСЗ). Разобраться в ней несложно: разъем от коммутатора подключается к колодке распределителя, а провода — к контактам «Б» и «К» высоковольтной катушки. Не забывайте о жилах, подключённых ранее к старой катушке (в том числе от тахометра), их нужно присоединить к новому элементу таким же образом.
    6. Наденьте на штуцер мембранного узла трамблёра вакуумную трубку, идущую от карбюратора. На этом установка бесконтактной системы закончена.

    Справка. В моделях ВАЗ 2106 последних выпусков уже сделаны отверстия, рассчитанные на монтаж коммутатора. Посмотрите внимательно на лонжероне с левой стороны (по ходу движения машины).

    Инструкция по монтажу в фотографиях

    Видеоролик о монтаже электронной системы на «классику»

    Запуск двигателя и настройка зажигания

    Если в процессе замены элементов вы не сдвинули метки, а проводку подключили правильно, то «шестёрка» заведётся сразу же. Дайте ей прогреться минуту-другую, манипулируя педалью акселератора, после чего переходите к настройке зажигания. Её выполняют двумя способами:

    • наиболее распространённая методика – «на слух»;
    • с помощью специального прибора — стробоскопа.

    Совет. Если двигатель автомобиля не завёлся и при вращении стартера не подаёт признаков жизни, то следует проверить правильность подключения высоковольтных проводов. Причина вторая: во время монтажа вы повернули крышку распределителя на 180°, отчего бегунок стал передавать импульс на 4-й цилиндр вместо первого и наоборот.

    Угол опережения зажигания регулируется поворотом корпуса распределителя

    Регулировка зажигания «на слух» производится так:

    1. При работающем двигателе ослабьте гайку крепления трамблёра.
    2. Потихоньку поворачивайте его за и против часовой стрелки, добиваясь наиболее стабильной работы силового агрегата. Угол поворота не должен превышать 15°.
    3. Уловив положение чёткой работы двигателя, окончательно затяните гайку распределителя.

    С помощью стробоскопа угол опережения зажигания устанавливается не в пример точнее. Если вам удалось раздобыть этот прибор или взять где-то на время, то подключите его к клеммам аккумулятора и высоковольтному проводу первого цилиндра. Запустите мотор и аккуратно поднесите мигающую лампу к меткам на блоке. Стробоскоп поможет увидеть положение риски, выбитой на шкиве, при работающем двигателе. Теперь вы можете ослабить гайку трамблёра и поворотом корпуса добиться совмещения этой риски с последней, самой короткой меткой.

    Так выглядит стробоскоп для регулировки угла опережения

    После регулировки прогрейте машину до рабочей температуры и попробуйте проехать на ней в разных режимах. Если при резком нажатии на педаль газа слышен стук поршневых пальцев, то вы имеете дело с детонацией, вызванной слишком ранним зажиганием. Ослабьте крепление трамблёра и поверните его по часовой стрелке на 1—2°, не более. Стук должен исчезнуть.

    Совет. После монтажа БСЗ нередко случается, что обороты двигателя на холостом ходу возрастают из-за лучшего искрообразования. Частота оборотов уменьшается до значения 850—900 об/мин винтом количества топлива. В карбюраторах типа «Озон» это винт больших размеров, находящийся справа (по ходу движения) в нижней части агрегата. В карбюраторах «Солекс» это пластиковая рукоятка, выглядывающая из задней части и упирающаяся в ось заслонки. Винт «качества» без знания дела трогать не допускается!

    Видео о настройке бесконтактного зажигания

    Если вы сняли распределитель и высоковольтные провода с крышкой без совмещения меток, то правильно выставить зажигание по новой вам поможет представленный видеоматериал:

    Эксплуатация автомобиля с электронной системой разительно отличается от езды на старом зажигании. Двигатель работает гораздо ровнее и стабильнее, а очистка контактной группы уходит в прошлое. Но владельцу ВАЗ 2106 не помешает возить в запасе датчик Холла на случай поломки штатного. Эта деталь ремонту не поддаётся, хотя и ломается достаточно редко.

    Источник

    Adblock
    detector